[Последний из классики. North American NA-295] Австралийский CAC CA-26/CA-27 Sabre (Avon Sabre) стал одной из последних и совершенных модификаций NA F-86 Sabre. Как и все последние и совершенные модификации "Сейбра" CA-27 в конце 50х начали оснащать управляемыми ракетами "воздух-воздух", как и на всех остальных "Сейбрах" ракетами этими стали AIM-9B Sidewinder. Однако был у этих австралийских самолетов шанс полетать и с другими ракетами.
Британская УР de Havilland Firestreak была третьей поставленной на вооружение ракетой с ИК наведением после AIM-4 Falcon и AIM-9 Sidewinder. По сравнению с первыми "Сайдвиндерами" модификации AIM-9B она была быстрее, летела дальше, масса боевой части была больше и она могла запускаться с самолета, выполнявшего большие перегрузки. Причем разница по большинству параметров была в два раза или около того. При этом она была тяжелее (тоже почти в два раза), существенно дороже и требовала для своего применения оборудование на борту носителя. "Файрсрик" была вполне приемлемой ракетой, чьи характеристики хорошо подходили для решения задачи по поражению советских бомбардировщиков - важной цели для УР того времени, разрабатываемых в странах НАТО.
Испытания Firestreak в Австралии шли в 56-57 годах, ракета тогда только-только начала переходить из статуса опытной в статус принятой на вооружение, так что осси тестировали не только "Сейбр" с ракетами, но и саму ракету тоже. Под программу было выделено два Sabre Mk.30: A94-915 и A94-922. Оба самолета подверглись изменениям - были убраны обе 30мм пушки, под фюзеляжем размещен большой контейнер - эти объемы заняла аппаратура обеспечения функционирования "Файрстрика" и разнообразное испытательное оборудование. На брюхе установили маленький киль для компенсации влияния подфюзеляжного контейнера. Кроме того переделали системы электрическую, охлаждения и обогрева.
1. CAC CA-27 Sabre Mk.30 s/n A94-915 с управляемой ракетой "воздух-воздух" de Havilland Firestreak
Первый полет A94-922 с Firestreak совершил 8 февраля 1956 года, через четыре месяца полетел A94-915. Второй самолет немного отличался по составу оборудования от первого. Всего было выполнено около 100 пусков ракет с этих машин. По окончанию испытаний оба "Сейбра" были возвращены в свое первоначальное состояние.
В реальной эксплуатации испытательное оборудование не было бы нужно, пушки вернулись бы на свои места, а блок управления ракетой, блок питания с батареей и генератором переменного тока, контроллер, система охлаждения для всего этого и другие системы "Файрстрика" размещались бы в подфюзеляжном обтекателе. Было ясно что радар "Авон Сейбра" не позволял реализовывать весь потенциал ракеты, поэтому хотели поставить РЛС, систему управления огнем как на F-86K с размещением по типу Сейбров-перехватчиков. Конечно такие меры потребовали бы большой переделки самолетов к чему австралийцы готовы не были.
При таком раскладе выбор логично встал на сторону Sidewinder'а, который как хорошо известно был предельно прост и ставился на самолеты с минимальными изменениями в их конструкцию.
2. A94-922
Интересно что планы установки четырех AIM-9 на "Авон Сейбр" появились еще в 1956 году, а испытания CA-27 с ними начались в 59ом. Такой большой перерыв был выделен именно под "Файрстрики", т.е. намерения австралийцев насчет британской ракеты были серьезными. От размещения четырех "Сайдвиндеров" быстро отказались - слишком большими были потери в скороподъемности, так что все CAC Sabre Mk.31 и Mk.32 летали с двумя. За 59-60 годы под американские УР были модифицированы 93 из 111 выпущенных в Австралии "Сейбров".
3. Фрагмент испытаний A94-922 с Firestreak. 1957 год.
Click to view
Источник: Aero Australia №51 июль/сентябрь 2016