Катапульта - вот спасенье!

Oct 29, 2016 22:11

 


К концу 60х годов в США совсем обеспокоились потерями летчиков во Вьетнамской войне. В конце 1967 началась программа разработки системы спасения нового поколения - AERCAB - Aircrew Escape/Rescue CApaBility. От спасательной системы требовалось обеспечить летчику возможность самостоятельно, по воздуху, удалиться подальше от места катастрофы - или поближе к своей линии фронта/к авианосцу, или в место наиболее удобное для его эвакуации спасательной командой, или туда где его не найдет противник.

Для AERCAB предъявлялись следующие требования:
высота полета выше досягаемости огня стрелкового оружия
сохранены возможности текущих моделей катапультируемых кресел, т.е. можно было катапультироваться классически, с парашютом
вся процедура по развертыванию и запуску системы должна быть автоматической
система всепогодная
ее можно будет смонтировать на A-7 и F-4
Хотя по техническим требованиям система эвакуации должна была запускаться и работать автоматически пилот AERCAB'а мог взять управление на себя, через полчаса полета на высоте минимум 60 метров пути летающего кресла и летчика разделялись - летчик покидал кресло и на своем личном парашюте приземлялся на поверхность суши или моря. Высота полета "Аэркаба" во избежания кислородного голодания автоматически ограничена 3050 метрами, скорость полета не меньше 185 км/ч, скороподъемность 305 м/мин, дальность 80 км.

На конкурс AERCAB отозвалось три компании.

Kaman. Проект фирмы Kaman назвался SAVER - Stowable Aircrew Vehicle Escape Rotoseat, представлял собой автожир, приводимый в движение миниатюрным ТРД Williams WR-19 тягой в 190 кг и телескопическим двухсекционным двухлопастным винтом, сложенным за спинкой кресла. В разложенном состоянии его диаметр составлял 4,25м. Предполагалось что автожир будет развивать скорость 185км/ч на высоте 900м и лететь 30 минут, минимальная высота выброса - 300м, с высоты 250м аппарат мог приземлится на авторотации по глиссаде 3:1, т.е. была возможность пилоту приземлиться на самом "Сейвере". Вес пустого кресла-автожира 130 кг, с топливом, двигателем и пилотом - 270кг.

1. Kaman KSA-100 SAVER


Результат воплотился в жизнь в виде Kaman KSA-100 SAVER, испытательного стенда и прототипа "летающего кресла". Было совершено множество продувок "Сейвера" в аэродинамической трубе NASA на самых разных режимах. После всесторонних испытаний в трубе начался этап испытаний наземных. Для этого прототип оснастили мощной рамой на которой смонтировали шасси, и набором пилотажных приборов. 28 декабря 1971 года он совершил свой первый полет на привязи, а уже на следующий день - самостоятельно. Первоначально автожир летал с временными лопастями, диаметр винта 4,9м, затем, с 10го января 72го - с телескопическими (4,3м). В ходе испытаний выявили избыточную мощность ТРД, но ничего более подходящего в наличии просто не было. SAVER стал первым в мире реактивным автожиром и первым автожиром с телескопическими лопастями.

2.


Fairchild. На Фэйрчайлд (в подразделении Stratos Western Group) предложили другой подход, более традиционный. Проект Model 616 начал разрабатываться в декабре 1968 года, это был в развернутом состоянии миниатюрный классический самолет нормальной схемы. Хвостовое оперение раскладывалось из телескопической вытягиваемой парашютом штанги, крылья складываемые, размахом 4,88м, двигатель под сиденьем летчика ноги которого защищает надувной обтекатель, образующий носовую часть. При катапультировании кресло тормозилось и стабилизировалось тормозным парашютом до скорости 275 км/ч, затем начинался полностью автоматический процесс трансформации, занимающий 6-10 секунд. Тип ТРД был не определен, было замечание что система спасения могла планировать и без него с глиссадой 8:1 и ее пилот мог не покидать свой микросамолетик для приземления. Вес пустой системы 138кг, полный вес 270кг. Длина в разложенном состоянии 4,6м, размах хвостового оперения 1,26м, высота - 0,78м.

Модель 616 продувалась в аэродинамической трубе NASA до июля 1969 года, дальше продувок проект не продвинулся.

3. Fairchild Model 616.


Bell. Третий проект по программе AERCAB - проект от Bell. Его запустили на фирме в середине 1969 по контракту с ВВС (два первых - с ВМС) и был он самым простым. После катапультирования тормозной парашют запускал механизм развертывания расположенного за спинкой кресла крыла Рогалло. Получившийся дельтаплан летал с помощью ТРД Continental, летчик вынужден был все время полета наблюдать красоты земного или морского пейзажа ибо находился лицом вниз и вперед головой. Длина крыла в разложенном состоянии 2,1м, размах по задней кромке - 3,95м, материал крыла - лавсан. Проект от Белл видимо не вышел дальше стадии предварительных наметок и эскизов.

4. Проект от Bell.


5.


В июле 1974 из USAF Flight Dynamics Laboratory вышел доклад, поставивший окончательный крест на программе AERCAB, впрочем к этому времени идея уже находилась год-два в летаргическом сне. В докладе утверждалось что внедрение AERCAB'а потребует слишком больших переделок в конструкцию F-4 и A-8, а сама программа связана с большим техническим риском. При этом признавалась ее полезность и перспективность.

6. Иллюстрированное представление требований к AERCAB.


7. Kaman SAVER


8. Слева - Fairchild Model 616, справа - Bell AERCAB


9. Красивая картинка с Kaman SAVER
https://content-26.foto.my.mail.ru/mail/pdm1976/236/b-3706.jpg

10. Fairchild Model 616 продувается в аэродинамической трубе NASA.
Ролик на Youtub'е с фрагментом испытаний.


11. Кресло от Bell в сложенном состоянии.


Источник: Aviation Historian Magazine. Issue 14. 2016
Доклад Study of an Advanced Crew Escape and Rescue Capability (AERCAB)

США, Авиация

Previous post Next post
Up