Дуплет. Lockheed Vega Model 2 Starliner и SNCASO SO.7010 Pégase

Jun 11, 2016 20:43

Два очень похожих концептуально, конструктивно и "вообще по жизни" самолета.


       



Первый - Lockheed Vega Model 2 Starliner. Идея, заложенная главным конструктором Lockheed мистером Hall Hibbard'ом была несложной: два традиционно расположенных на крыле двигателя на самолете - это надежно, но при отказе одного из них возникает неравномерность тяги и большие проблемы в управлении самолетом. Поэтому оба двигателя должны находится там же где традиционно находится один - в носовой части самолета, и работать на один винт. О соосных винтах при этом речи не шло. Если и были мысли о снижении аэродинамического сопротивления благодаря такой компоновке то они были явно не на первом плане, не шла речь и про компенсацию таким образом нехватки более мощных моторов.
Для реализации этой идеи в середине 1935го Хиббард вел переговоры с производителем рядных двигателей воздушного охлаждения Menasco, была создана спарка шестицилиндровых вертикально расположенных моторов, получившая именование Menasco Unitwin 2-544 где "544" означает объем в кубических дюймах одного двигателя. Приоритет у программы был высок, для реализации идеи в августе 1937 года была создана дочерняя фирма AiRover (с июня 1938 - Vega Aircraft Corporation), с новым заводом, а на основе Lockheed Altair для испытаний двигателя был создан специальный самолет Vega Altair 8.

Vega Starliner задумывался как легкий региональный самолет с местами для пяти пассажиров и экипажем в одного пилота. Конечно же возможны были и другие варианты использования - транспортный, более комфортабельная конфигурация для перевозки VIP-персон и т.д. "Старлайнер" представлял собой элегантный цельнометаллический низкоплан с однокилевым оперением, шасси с носовым колесом, все стойки были убираемые, однако в поток выступали частично колеса всех стоек шасси. Двигатель вращал двухлопастный винт изменяемого шага.
Первый полет самолет (регистрационный номер NX21725) совершил 22 апреля 1939 года, который закончился аварией - винт случайно перешел на малый шаг. Машину удалось удачно приземлить с минимальными повреждениями. После ремонта Vega Starliner по неясным причинам получил новое двухкилевое оперение и модифицированный Menasco Unitwin, после этих изменений он стал именоваться Моделью 22. Испытания продолжились до новой аварии - не вышла носовая стойка шасси. Опять же повреждения были минимальными и машина вновь стала летать. Налетала она еще 85 часов. К этому времени выяснилось что самолет с таким количеством мест не нужен, что фирма Menasco прекратила заниматься авиамоторами, а новые военные заказы требовали занять завод "Веги" выпуском военной продукции. Финал истории: "Старлайнер" был продан Голливуду в качестве нелетающего реквизита.

ТТХ

Размах крыла, м 12,5
Длина, м 9,86
Высота, м 2,59
Двигатель: один Menasco Unitwin 2-544 мощностью 520л.с.
Вес пустого, кг 1901
взлетный, кг 2722
Скорость максимальная, км/ч 338
на высоте, м 2285
крейсерская, км/ч 286
Скороподъемность, м/мин 107
Потолок, м 6555
Дальность, км 1030


Идея французского SNCASO SO.7010 Pégase возникла в 1946 году, послевоенной Франции нужен обновленный парк гражданских пассажирских самолетов и восьмиместный (два пилота и шесть пассажиров) аэроплан по мнению инженеров "Юго-Запада" нашел бы в нем свою нишу. Кроме базовой восьмиместной версии задумывалась более комфортная шестиместная, были в планах и транспортные, тренировочные, санитарные варианты. Выбор типа силовой установки в пользу двух спаренных рядных моторов воздушного охлаждения осуществлялся с тем же резоном что и на американском предшественнике - ради надежности. Во французском случае на общий вал работало два стоявших бок о бок Mathis G-8R, это восьмицилиндровые двигатели типа "обратное V", получивших обозначение Mathis G-16R, и винт был трехлопастным. Надо сказать что у Mathis уже был довоенный опыт в блокировании своих моторов, чего стоит аж 42цилиндровый Mathis "Vega" 42A.

Самолет цельнометаллический, набор фюзеляжа был нестандартным: основным силовым элементом был "киль" - лодкообразная конструкция "на дне" фюзеляжа к которой крепились легкие панели образующие кабину и хвостовую часть. Теоретически заказчик мог придумать кабину любой конфигурации - ведь все нагрузки брал на себя "киль".
Самолет был представлен на Парижском авиасалоне в ноябре 1946 в яркой изумрудной окраске. На самом деле на тот момент это был лишь пустой фюзеляж без многих узлов и, главное, без двигателя. Испытания машины с мотором начались в июле 47 и проходили весьма сложно, в первую очередь из-за плохой работы Mathis G-16R. Первый полет состоялся 27 февраля 1948, всего машина 15 раз поднялась в воздух пока в конце 48 не была сдана в металлолом. Возможно машину могли спасти военные заказы, но они на предложение фирмы ответили отрицательно. Главной причиной неудачи стал крайне ненадежный двигатель, он был таким даже в обычной 8цилиндровой версии, что уж говорить про "спарку". Как ни странно аналогичного по мощности обычного мотора на замену спарки французский авиапром тогда предложить не мог, да и не очень нужно было - на Sud-Ouest быстро охладели к своему самолету.

ТТХ

Размах крыла, м 14,75
Длина, м 11,12
Площадь крыла, м2 32,94
Двигатель: один Mathis G-16R мощностью 400л.с.
Вес пустого, кг 2048
взлетный максимальный, кг 3050
Скорость максимальная, км/ч 305
на высоте, м 1500
крейсерская, км/ч 275
крейсерская на одном моторе, км/ч 170
Потолок, м 5000
на одном моторе, м 1000
Дальность максимальная, км 1450


1. Vega 2 Starliner. Еще однокилевой.


2. Двигатель Menasco Unitwin.


3. Летающий испытательный стенд Vega Altair 8


4.


5.


6. Очень "автомобильный" самолет.


7. Хорошо видно выступающие колеса шасси.


1. SNCASO SO.7010 Pégase на Парижском авиасалоне 1946 года.


2.


3.


4. Силовой набор самолета.

Франция, США, Авиация

Previous post Next post
Up