VJ 101. Большие амбиции Западной Германии. Часть 5.

Oct 19, 2010 16:20



11 сентября 1959 года был подписан контракт с EWR на производство четырех самолетов VJ 101 и четырех испытательных стендов для них.
В производство пускался VJ 101С, этакая помесь VJ 101A и VJ 101B. От первого взяли спаренные поворачиваемые двигатели на концах крыльев, от второго - нормальную аэродинамическую схему и подъемные ТРД в фюзеляже.

Варианты размещения двигателей:
1. VJ 101C 15-00001-11


2. VJ 101C 00002-11


13 марта 1962 совершил свой первый "полет" испытательный стенд. Способ вертикального взлета-посадки, выбранный для VJ 101C был весьма нетривиальным и сложным для того времени, требовал большого объема испытаний, для отработки электроники в частности. Испытательный стенд с тремя ТРД RR RB.108 повторял схему СВВП - один подъемный и два поворачиваемых двигателя. Выглядел он эстетически непривлекательно - набор труб, расчалок и прочих металлоконструкций. До 1964 года стенд выполнил 126 полетов.

3.


Как уже говорилось, специально под VJ 101 совместным трудом немецких и английских инженеров создавался ТРД RR/MAN RB.153. Но не сложилось, разработка затягивалась. Тогда RR предложила RB.145, развитие RB.108 - первого ТРД, оптимизированного для обеспечения вертикальной тяги на СВВП.

4.


Первый полет VJ 101 X1 совершил 19 декабря 1962 года. Полет правда был на привязи и осуществлялся на специально построенном стенде.
Дальнейшая хронология:
1963
10 апреля - VJ 101 X1 самостоятельно зависает в воздухе.
31 августа - первый горизонтальный полет
8 октября - полный цикл, вертикальный взлет, полет горизонтальный, вертикальная посадка.
1964
23 апреля - 3 мая. Демонстрация самолета на авиавыставке в Ганновере. Полеты на шоу.

5. Авиационная выставка в Ганновере


29 июля - Первый сверхзвуковой полет, достижение скорости 1,08М. Или 1,05М (1,254 км/ч) по другим источникам. Или 1,04М. Наверняка однако, что X1 стал первым СВВП, преодолевшим скорость звука.
14 сентября - X1 терпит крушение во время обычного взлета. Пилот жив, катапультировался. Авария произошла по причине сбоя электроники.

6. VJ 101C X1


Всего самолет выполнил 40 полетов с обычным взлетом/посадкой и 14 с вертикальным подъемом и посадкой.
Первый экземпляр сменил второй. В отличие от X1 на VJ 101C X2 те же двигатели RB.145 оснащались форсажной камерой. Встречается обозначение RB.145R такого варианта ТРД.
Хронология испытаний X2.

7. VJ 101C X2


1965
12 июня - первый вертикальный подъем
12 июля - первый горизонтальный полет на форсаже
10 октября - первый вертикальный полет на форсаже
22 октября - вертикальный взлет, полет горизонтальный, вертикальная посадка.
1968
19 сентября - вертикальный взлет по методу RVTO (Rolling Vertical Take-Off). Двигатели X2 RB.145 с форсажной камерой у земли, находясь в вертикальном положении, создавали сильную эрозию почвы. Для устранения этого эффекта был придуман маневр RVTO - самолет набирал высоту при двигателях, отклоненных на 70 градусов; разбег при этом был всего лишь 3 метра, после пролета 40м самолет летел уже на 15м от земли. Пробег при таком приеме был всего 50м.
1969
21 апреля - Первый сверхзвуковой полет, достижение скорости 1,14М
7 июня - завершение испытаний самолета.

На втором самолете история VJ 101C собственно и заканчивается.
В настоящее время VJ 101С X2 красуется в Deutsches Museum в Мюнхене.

ТТХ

Двигатели:
Для X1:
ТРД Rolls-Royce RB.145 тягой 1250кг; 2 - подъемных в фюзеляже, 4 - в поворотных гондолах на концах крыла по две штуки в каждой.
Для X2:
ТРД Rolls-Royce RB.145 тягой 1250кг; 2 - подъемных в фюзеляже,
ТРД Rolls-Royce RB.145R с форсажной камерой, тяга на форсаже - 1610кг; 4 - в поворотных гондолах на концах крыла по две штуки в каждой.
Размах крыла 6,61 м
Длина 15,70 м
Высота 4,13 м
Площадь крыла 18,60 м2
Вес
Для X1:
пустого самолета 4140 кг
взлетная для вертикального взлета и посадки 6010 кг
Для X2:
пустого самолета 4420 кг
взлетная для вертикального взлета и посадки 7650 кг
Максимальная скорость:
Для X1:
1,08М на высоте 10000 м
Для X2:
1,14M на высоте 10000 м

8. Deutsches Museum. Мюнхен.


Двухместные СВВП остались только на бумаге.

9. VJ 101C T2, лето 1960. В варианте T1 пилоты располагались бок о бок, как и подъемные двигатели.


10. Позднее пришли к традиционному размещению экипажа. VJ 101C X3, февраль 1965


ТТХ

Подъемные 2 ТРД
Маршевые/подъемные 4 х RB. 145
Максимальная скорость 1,43М на высоте 11,000м
Дальность при ВВП 216 км на скорости 0,7М с полезной нагрузкой 227 кг
Размах крыла 5,9 м
Длина 16,35 м
Высота 4,15 м
Максимальный вес при ВВП 9513кг

Планируемый четвертый из C-шек, с заветными 153-ими ТРД.

11. VJ 101C X4A с двумя подъемными RB.162-34 и двумя подъемно-маршевыми RB.153-61. Конец 1966.


ТТХ
Подъемные 2 x RB 162-34
Маршевые/подъемные - 2 x RB.153-61, общая тяга 9386 кг
Дальность при ВВП - 450 км на скорости 0,7М, высоте 0м, с полезной нагрузкой 455 кг.
Размах крыла 6,42 м
Длина 15,70 м
Высота 4,13 м

Германия, Авиация

Previous post Next post
Up