[Агроаристократ. NDN-6/NAC-6 Fieldmaster] Небольшой рассказ о небольшом самолете, разработанным Джоном Бриттеном, чье имя упоминалось в истории NAC-6 Fieldmaster. Имя "John Britten" - первое слагаемое в названии фирмы Britten-Norman, чьим творением является самый продаваемый британский самолет в послевоенное время: Britten-Norman Islander, и сделанные на его основе Defender и Trislander. Бриттен считался квалифицированным и авторитетным конструктором, видимо поэтому когда в феврале 1976 года он уходит из Britten-Norman и основывает (на острове Уайт, аэродром Бембридж) свою компанию к нему на помощь приходят настоящие тяжеловесы британской авиаиндустрии, чьи имена скрупулезно перечисляются в заметках о самолете в английских авиажурналах: John Allan - экс-главный конструктор Handley Page и Britten-Norman; Denis Berryman - с чьим участием создавался "Исландер";
Maurice Brennan - главный конструктор Saunders-Roe, Folland, Avro, ...; Ron Dack, работал на больших должностях в Miles и Britten-Norman и еще несколько столь же авторитетных людей. Настоящая суперкоманда! Которая разрабатывает... нет, не дримлайнер и не прорывной боевой самолет, а мелкий, хоть и симпатичный, двухмоторный аэропланчик Britten SA-1 Sheriff. В июле 1977 случается трагедия - еще молодой (48 лет) Джон Бриттен умирает от сердечного приступа. Но дело его живет - работы продолжает младший брат Robin Britten. Личность тоже известная, но в совершенно другой области - он долгое время был продюсером "классической" британской рок-группы The Hollies. В компании рассчитывают что для запуска проекта требуется 1 млн. фунтов стерлингов, так же называлась сумма 550тыс.фунтов требуемая для строительство прототипа, его испытаний и сертификации.
"Шериф" позиционировался как двухместный самолет безопасного (за счет двух моторов) обучения начинающих пилотов с неубираемым шасси. Более продвинутый вариант комплектации включал: еще два места, дополнительное приборное оборудование, двигатели того же типа но другой модификации с чуть большей мощностью, винт постоянной скорости вращения (constant-speed propeller) вместо фиксированного, и убираемое шасси. Он мог использоваться как воздушное такси, бизнес-самолет и т.д. Цена в базовой комплектации - 25тыс.ф., в 4хместной - 29,3тыс.ф. Расчет был таков: студент (по статистике того времени ему около 40 лет) учится летать на базовом самолете, а для себя и своей семьи затем покупает "дорогую" версию.
Конструкция цельнометаллическая исключая носовой колпак из пластмассы, двигатели - два поршневых Lycoming O-235, в дальнейшем возможно применение Rolls-Royce IO-368. Крыло однолонжеронное, топливные баки - в крыле, хвостовая часть - четырехлонжеронная. Багажный отсек был сделан намеренно небольшим - дабы не вводить в искус владельцев и не перегружать самолет. Нестандартное размещение двух пассажиров - они сидели спинами к пилоту и сидящему рядом первому пассажиру, объяснялось тем что так для их ног было больше места - они могли их вытянуть в пустую хвостовую часть, а также лучше обзор и больше возможностей пообщаться с пилотом и его соседом.
ТТХ (расчетные, 2местный / 4местный)
Размах крыла, м 10,6
Длина, м 6,98
Площадь крыла, м2 13,94
Двигатель: поршневой четырехцилиндровый оппозитный воздушного охлаждения
два Lycoming O-235-H2C мощностью 108л.с. / два Lycoming O-235-L2C мощностью 112л.с.
Вес пустого, кг 698 / 767
взлетный, кг 952 / 1202
Топливо, л 227,3
Скорость максимальная, км/ч 238 / 241
крейсерская, км/ч 230 / 235
сваливания, км/ч 84 / 93
Скороподъемность, м/с 6,6 / 6,1
на одном двигателе, м/с 3 / 3,2
Дальность, км 965 / 1005
Разбег, м 355 / 392
Пробег, м 369 / 457
1. В 1977 году "Шерифа" представляли так:
2. В 1980 вот так:
На момент смерти Джона Бриттена "Шериф" был готов на 70%, он получил регистрационный номер G-FRJB. К сожалению брат не сумел завершить проект, виной тому в большой степени стал большой экономический кризис начала 80х. В начале 1983го еще шли какие то разговоры о производстве самолета в Румынии (там уже производился по лицензии "Исландер"). Якобы румыны были в нем очень заинтересованы, но выделить деньги на достройку и сертификацию самолета никак не могут. На этот момент готовность Britten Sheriff была 90%, для завершения его строительства требовалось 20тыс.фунтов.
В конечном итоге в 1986 году "Бриттен Аэроспейс" была признана банкротом, было объявлено что если самолет никто не купит в течение недели (он в это время валялся без двигателей, в сорняках, на аэродроме Бембридж), то его продадут на лом. Удачно, - на самолет нашелся покупатель, это был музей East Midlands Aeropark при East Midlands Airport, большой аэропорт недалеко от Ноттингема. В настоящее время он, отреставрированный, выставлен на обозрение публики.
3. Состояние на 1984
4.
5. В экспозиции музея.
Источники: Flight, Air Pictorial 1977-07,
The Britten SA-1 Sheriff - a rescue job.