[Редкая птица. DoFlug D-3802] [Hispano-Suiza X/Y/Z] В 1938 году Швейцария купила у французов лицензию на производство истребителя Morane-Saulnier M.S.406 и двигателя к нему Hispano-Suiza 12Y. В годы войны нейтральная Швейцария начала самостоятельно совершенствовать конструкцию мотора, первым в 1943 стал Saurer YS-2, более мощные версии YS-3 и YS-4 увидели свет после войны. YS-2 был выпущен в нескольких десятках экземпляров и ставился на двухместный разведчик EKW C-3604 самостоятельной швейцарской разработки, и на модификацию "Морана"- DoFlug D.3802; двигатели YS-3 и -4 произведены в единичных количествах.
Saurer YS-2 отличался от прототипа Hispano-Suiza 12 Y-51 возросшей на 300л.с. мощностью. Такой очень существенный прирост достигался переходом на 100октановое топливо, внедрением непосредственного впрыска топлива в цилиндры и общим форсированием мотора - по оборотам и наддуву. Версии YS-3 и -4 были еще мощней - 1520 и 1620л.с. При этом на YS-2 и YS-3 нагнетатель оставался по прежнему одноступенчатым односкоростным. На YS-4 нагнетатель также одноступенчатый, но с изменяемой скоростью вращения нагнетателя.
Интересно сравнить YS-2 с другими представителями семейства Hispano-Suiza 12 - французским H.S. 12Z-1 и советским ВК-107А.
Saurer YS-2: На взлете 1300л.с./2600об/мин., на высоте 5500м - 1250л.с./2500об/мин, вес 685кг, односкоростной нагнетатель, 100октановое топливо.
Hispano-Suiza 12Z-1: На взлете 1800л.с./2800об/мин., на высоте 8000м - 1600л.с./2800об/мин, вес 620кг, односкоростной нагнетатель, 100октановое топливо.
Климов ВК-107А: На взлете 1650л.с./3200об/мин., на высоте 1800м - 1650л.с./3200об/мин, вес 769кг, двухскоростной нагнетатель, 95октановое топливо.
Главная фишка "Зауреров" - непосредственный впрыск топлива в цилиндры. Ни на советских ни на французских "Испанах" (модификации Y) такое решение не применялось. Можно предположить что впрыск был оценен швейцарцами положительно на имеющихся у них Bf 109 с моторами DB 601/605 и именно с них он был перенесен на свои моторы.
1.
2.
Источник:
Der Saurer-Einspritz-Flugmotor. PDF