[Австралийские двухмоторные. CAC Wallaby] [Breda-Pittoni B.P.471] Редкая страна с более-менее развитой авиапромышленностью не мечтала в послевоенное время создать замену легендарному DC-3. Можно даже сказать что был создан целый жанр в авиастроении под названием "DC-3 replacement". Представителем этого жанра в канадской авиаиндустрии был проект Canadair CL-21. Этот самолет так и не увидел свет - дело дошло только до изготовления макетов носовой части и фюзеляжа, продувок моделей в аэродинамической трубе и публикации пары заметок в популярных авиажурналах.
CL-21 создавался по североамериканским требованиям U.S. Air Transport Association одобренным Prototype Advisory Committee of the Civil Aeronautics Administration (ага, в США была развита бюрократизация гражданской авиации), но с поправкой на достижение наибольшей экономичности (за счет применения "среднемощных" двигателей) и условий, которые могут быть предъявлены покупателями за пределами Америки.
На 1952 год в качестве силовой установки определили два двигателя Wright Cyclone 9HE (представитель семейства Wright R-1820 Cyclone 9), однорядных девятицилиндровых радиальных моторов мощностью на взлете в районе 1500л.с., предполагалось предусмотреть замену на двухрядные американские от Pratt & Whitney или на британские "звезды". Винты с постоянной скоростью, реверсом и возможностью флюгирования.
Пассажирский салон герметизированный, на высотах до 1500м поддерживалось давление на уровне моря, до 4550м - как на высоте в 2400м. CL-21 рассчитан на перевозку 32 пассажиров на малые/средние расстояния (1000-2500км), экипаж - три человека: пилот, второй пилот, штурман-радист. Дополнительно на борт мог браться четвертый член экипажа - стюард. Машина оснащена санузлом и небольшим буфетом, в носовой части отсек для багажа объемом 1,56 м3, в хвостовой части дополнительный грузовой отсек 1,42м3.
Крыло с двухсекционными закрылками NACA, его высокое расположение облегчало погрузку/разгрузку самолета.
Крейсерская скорость Cl-21 должна была быть выше на 80км/ч чем у "Дакоты", полезная нагрузка и количество мест в полтора раза больше, а стоимость эксплуатации одного пассажироместа на милю полета на 5% меньше.
В Canadair подсчитали что к 1955 году потребуется заменить около 150 DC-3, считалось что в 1955-1957гг общее количество заказов могло быть около 300 при цене произведенного на заводе Canadair в Монреале самолета 450000 долларов. Фирма была готова выпустить прототип осенью 52го и начать серийное производство в 1954 году, возможен был выпуск военно-транспортного варианта при наличии заказов.
В ходе дальнейшего рассмотрения проекта выяснилось что цена на самолет может быть не менее 520000 долларов. В этих условиях Canadair не могла самостоятельно развернуть производство - требовался или заказ хотя бы на 75 военно-транспортных самолетов на базе CL-21 или государственная помощь проекту. Ни первого ни второго не последовало, и самолет почил в бозе.
1.
ТТХ
Размах крыла, м 27,43
Длина, м 20,57
Высота, м 7,7
Взлетный вес, кг 14500
Скорость крейсерская, км/ч 354
посадочная, км/ч
Разбег, м 1066
Пробег, м 1005
2. Макет носовой части
3.