Мелькумов Т.М. Авиационные дизели. 1940.
В литературе имеются сведения, что фирма Юнкерса разрабатывает авиадизель мощностью 1500-2000 л.с., с удельным весом 0,5 кг/л.с. Опубликована схема этого мощного авиадизеля (фиг. 144). Мотор имеет четыре вала; четыре блока мотора (по шесть цилиндров в каждом блоке) размещены по сторонам квадрата и имеют общий продувочный насос. Конструкция отдельного блока остается типичной для Юнкерса.
1. Фиг.144
Речь в отрывке из труда т.Мелькумова идет о Jumo 223, самом экзотичном (вместе с Jumo 224) авиадвигателе 30-40х. И 223ий и 224ый создавались по одинаковой схеме: 24цилиндровый 48 поршневой двухтактный дизель жидкостного охлаждения со встречным движением поршней. Jumo 223 был самостоятельной разработкой, Jumo 224 - счетверенным Jumo 207, хорошо отработанном и надежным двигателем.
2. Принципиальная схема "ромбов" Jumo 223 и Jumo 224
Работы по проектированию и созданию 223го начались в конце 30х. Было заявлено, что новый супермотор будет иметь взлетную мощность 2500л.с. и фантастические 1800л.с. на фантастической высоте 15км. Изготовлено было восемь агрегатов, система нагнетания - только для одного. Один из моторов достался трофеем СССР. Работы над 223им и над остальными дизелями Юнкерс прекратил в 1942 году.
3. Одно из немногих изображений Jumo 223
4. Кинематика
В конце 1943го начались работы над 224ым (возможно это связано с началом работ над "америкабомбером"?). Применение уже готовых и испытанных узлов от 207го сулило хорошие темпы разработки. Но новый "ромбоид" не был первоочередной задачей и закончить дизель не удалось: фирма работала над реактивными двигателями и совершенствовала семейство Jumo 21x. Перед окончанием войны было изготовлено 80% чертежей и 60% деталей опытного двигателя.
Предполагалось, что 224ый выдаст 4800л.с. на взлете и 3500 на высоте 15км.
Jumo 223
Jumo 224
Числов ряд
обр
обр
Число цилиндров
24
24
Диаметр цилиндра, мм
80
110
Диаметр поршня, мм
2х120
2х160
Литраж, л
28.8
72.8
Взлетная мощность, л.с.
2500
4800
Номинальная мощность л.с./м
1800/0
3750/0
на высоте, л.с./м
1800/15
3500/15
Вес мотора, кг
1400
2600
Габариты, мм
длина
2800
2830
ширина
1240
1700
высота
1345
1870
После окончания войны СССР начал ревизию своих трофеев. Юмо 223 был признан бесперспективным - малосилен и требует длительной доводки. По 224му предлагали продолжить работы, вместе с тем отмечались недостатки, как принципиально присущие схеме "ромб", так и недостатки технические, производственные и эксплуатационные.
В Великобритании пошли схожим с юнкеросовским путем. До WWII фирма Napier приобрела лицензию на Jumo 204. В 1944 году Адмиралтейство выдало требование на новый дизель для торпедных катеров. Фирма Нэпир, славящаяся своими оригинальными разработками, пошла по пути Юнкерс, но не счетверила немецкий оппозит, а ..эээ... строила. Получился Napier Deltic, который довольно широко применялся в качестве силовой установки на тепловозах, кораблях, стационарных дизель-генераторах и т.д.
5. Napier Deltic
Замечательная статья по авиадизелям Jumo:
Немецкие "предки" советских танковых дизелей P.S. Теперь я знаю что за силовая установка у сего летающего чуда - это 10цилиндровый 20и поршневый однорядник, расположенный в кольце. Через лопасти, соединяющие двигатель-кольцо, и фюзеляж идет привод, вращающий сам двигатель относительно фюзеляжа. Тяга создается лопастями - обтекателями привода.
:)
Если есть сомнения в том, что двигатель имеет право вращаться вокруг вала см:
http://www.animatedengines.com/gnome.shtml 6. Рис.худ.Вл.Казак:
http://waldemar-kazak.livejournal.com/