Marginal-Fighter-Club. Реализованные проекты истребителей стран-миноров. 1980ее. Часть 4

Mar 27, 2010 20:00

По проектам, воплотившимся в металл: пересказывать несложнодоступные материалы по ним смысла нет, поэтому лишь пара-тройка фактов, не слишком затертых в рунете.


              
              





Израиль
IAI Lavi

Начало программы: 2.1980
Начало рабочего проектирования: 10.1982
Полномасштабный макет: начало 1985
Первый полет 1го образца - B-01: 31.12.1986
Первый полет 2го образца - B-02: 30.03.1987
Завершение программы: август 1988
Первый полет 3го образца - B-03: 25.08.1989
Начало поставок в боевые части (план): 1990
Боевая готовность первой части (план): 1992

B-01 - разобран в 1996 на металл
B-02 - экспонируется в музее IDF/AF в Hatzerim
B-03 - при постройке использовались части B-01 и B-02, двухместный, используется как летающая лаборатория TD (Technology Demonstrator).
B-04 - недостроен, разобран в 1996
B-05 - недостроен, разобран в 1996

Планы: 5 опытных, 240 одноместных и 60 двухместных истребителей.

1. Раннее (1983) изображение Lavi


2.




Тайвань
IDF (F-CK-1 Ching-Kuo)

Начало программы: 1982
Рабочее проектирование: 1985
Первый полет прототипа: 28.05.1989
Начало поставок в боевые части: 1994
Планы: поставка 256 самолетов в одноместном (F-CK-1A) и двухместном (F-CK-1B - 40-50 штук) вариантах до 1997г.
Построено: 131 F-CK-1A/B Ching-Kuo, 4 прототипа F-CK-1A/B Ching-Kuo и 2 прототипа F-CK-1C/D Hsiang Sheng.

«В начале 1980-х годов США, стремясь не нарушать баланса сил в Юго-Восточной Азии, отказались продать Тайваню истребители Дженерал Дайнэмикс F-16 или Нортроп F-20» - вот такое банальное начало у истории проекта IDF (Indigenous Defensive Fighter). В цитате однако смещен акцент - F-20 был главным кандидатом, а F-16 (причем не банальный F-16, а F-16/79) - запасным. США однако слукавили: готовые самолеты гоминьдановцам не продали, зато решительно помогли в создании собственного истребителя.
Началось все в 1982 году. Национальная Aerospace Industrial Development Corporation (AIDC) используя как источник вдохновенья F-5 - любимца проамериканских стран третьего мира - рассматривала три варианта будущего IDF: развитие F-5 - вариант A, гриппенообразная «утка» - вариант B, уменьшенный F-15 - вариант С. General Dynamics, ставшая партнером островных китайцев, лоббировала свою конфигурацию - двухдвигательную F-16-образную (вариант G). Сошлись на компромиссе - соединили G и C-варианты в «единое», но с натяжкой «целое». Ибо придирчивый взгляд находит в Чинг-Куо черты F-16, F-18, F-20, Рафаля.
Эмбарго США распространялось и на поставки современных мощных двигателей. Активная реклама в конце 70хх совместной разработки американской компании Garret и шведской Volvo - TFE-1042 - привлекла тайваньцев (и итальянцев из Piaggio). Однако вскоре шведы и итальянцы из проекта вышли. Двигатель более подходил для УТБ или УТС, но в отсутствие горничной как говориццо… Были планы в начале 90хх замены 1042 на более совершенный и мощный Garret TFE1088-12 (переименованный вскоре в TFE1042-70A), на GE J101/SF («уменьшенная» версия F404), однако планы эти реализованы не были из-за урезания бюджета на IDF.
В 1992 году РФ начала поставки Су-27 в КНР. Для соблюдения баланса сил США и Франция дали добро на закупку Тайванем 150 F-16 Block 20 A/B и 60 Mirage 2000-5E/F. Интерес к F-CK-1 после этого у островных китайцев угас.
В начале октября 2006 совершил первый полет самолет новой модификации - F-CK-1C/D Hsiang Sheng. Планы конца 2009 года предусматривают модификацию 71 самолета A/B в C/D.

1. (нажимабельно)



2. Проект 401.




Индия
LCA (HAL Tejas)

Начало программы: 1980
Начало эскизного проектирования: сентябрь 1987
Конец эскизного проектирования: ноябрь 1988
Первый полет 1го прототипа TD-1: 4.01.1998
Первый полет 2го прототипа TD-2: 2002
Предсерийный PV-1, первый полет: 25.11.2003
Предсерийный PV-2, первый полет: 1.12.2005
Предсерийный PV-3, первый полет: 1.12.2006
Серийный Tejas Mk.1 (LSP-1): 12.04.2007
Серийный Tejas Mk.1 (LSP-2, бывший PV-4): 16.06.2008
Предсерийный PV-5 (двухместный), первый полет: 26.11.2009

Первоначальные планы (80ее): 250 самолетов
Последние планы (середина 00х): 220 самолетов
Контракт 2005 года на поставку 20 серийных самолетов Tejas Mk.1 в т.ч. 4 двухместных УБС до 2012 года с дополнительной поставкой еще 20 машин.

В настоящее время ведется разработка Tejas Mk.2, его первый полет планируется на 2014 год

Так же ведутся работы над LCA-Navy.
Опытные палубные прототипы получили индексы NP-1 (двухместный, план - полет в начале 2010 года) и NP-2(одноместный).
План выпуска - 40 палубных самолетов.

1. На этапе предварительного проектирования рассматривали вариант "утка"


2. Ранняя картинка, изображающая LCA


Китай, Индия, m-f-c, Израиль, Авиация

Previous post Next post
Up