В Gloster Meteor сложно определить воздушного акробата, в модификации Meteor GAF (Ground Attack Fighter), увешенной тремя батареями НУР и с топливными баками на 454 литра на законцовках крыла, определить его вообще невозможно. Тем не менее именно на таком самолете была выполнена уникальная фигура воздушного пилотажа, не повторенная видимо до сих пор - "колесо Жураковского" (Zurabatic Cartwheel, Zurakowski Cartwheel).
Очень краткая биография героя поста:
Януш Жураковский (Janusz Żurakowski)(1914-2004) родился на территории нынешней Украины, в 1921 семья Януша перебралась в Польшу. С 1934 года - в рядах ВВС, к началу Второй Мировой был уже опытным пилотом. После поражения Польши от немцев как и многие другие польские летчики сумел перебраться в Великобританию где воевал в рядах RAF, был командиром эскадрильи. Асом Жураковский не стал, но несколько побед на свой счет записал. По окончанию войны остался в Англии, к этому времени его боевая карьера уже закончилась - поляк стал летчиком-испытателем и считался одним из лучших воздушных акробатов страны. С 1947 - шеф-пилот фирмы Gloster. В 1952 "Зура" (сложную польскую фамилию Жураковского коллеги и знакомые сократили до "Zura") переехал в Канаду и стал шеф-пилотом Avro Canada, испытывал национальную гордость "мышиноголовых" CF-100 и CF-105.
В начале 50х Министерство Авиации Великобритании разделило роли двух основных реактивных истребителей страны: Gloster Meteor должен был стать перехватчиком/чистым истребителем, de Havilland D.H.100 Vampire - истребителем-бомбардировщиком. Глостер с таким раскладом не согласилась, по мнению фирмы из "Метеора" и ударник получился бы неплохой. Для рекламы перед потенциальными заказчиками ударной модификации "Метеора" - Meteor GAF (иногда употребляли имя собственное для этого варианта - Reaper) на очередной авиационной выставке Фарнборо-1951 шеф-пилот фирмы Януш Жураковский должен был показать задуманную им новую фигуру пилотажа, новую за 20 летний перерыв с появления последнего на тот момент элемента высшего пилотажа. Первые ростки идеи возникли при полетах Януша после войны на одном двигателе на легком и мощном de Havilland Hornet, к 1951 эти задумки воплотились в расчеты (наш герой получил хорошее образование и имел репутацию неплохого инженера) и стали близки к реализации.
На чудесном видео Farnborough-1951 в промежутке 1:50 - 3:05 можно увидеть и Метеор GAF и само "колесо Жураковского". Фигура вышла не так чисто, как на картинке, но тем не менее она все равно впечатляет!
При наборе высоты "свечкой" в 1220м(4000Ft) при скорости 148км/ч(80 узлов) один из двигателей выключался, самолет делал полупетлю, тяга работающего ТРД уменьшалась. И так несколько раз по вкусу. При скорости в пике 468км/ч(250 узлов) Жураковский прекращал выполнять фигуру.
Жми!
Meteor GAF был сделан в единственном экземпляре (регистрационный номер G-AMC), совершив первый полет 4 сентября 1950 года. В 1954ом, так и не найдя покупателей, самолет переделали в двухместный Meteor T.7 который в конце 50х был продан шведам. Попытки других летчиков повторить фигуру Зуры на Метеорах не увенчались успехом, по-видимому именно особенности модификации GAF - большие массы, разнесенные по длине крыла - сделали возможным выполнение "колеса".
Источник: Wingspan #34, en.wikipedia.org, forum.keypublishing.com