Nov 07, 2010 01:28
"Путник, пойди возвести гражданам Лакедемона: честно исполнив свой долг, здесь мы костьми полегли"
После великого фильма о великом Михалкове казалось, что тему войны профанировали дальше некуда и больше ничего достойного о ней еще лет двадцать не снимут. А Котт взял и сделал настоящий эпос.
Надо понимать масштаб задачи. В качестве героев взяты не абстрактные советские солдаты и офицеры, а реальные люди. Это накладывало на авторов огромную ответственность, и они сумели сделать только одну серьезную ошибку (Гаврилов в жизни не был репрессирован). Но вообще-то отношение к материалу более чем добросовестное. Видно, что авторы читали Смирнова очень внимательно, но они, похоже, читали не только Смирнова, а и Ростислава Алиева, к примеру. Мерзликин в роли Кижеватова, Деревянко в роли Фомина. Слушайте, кто кроме фанатов военной истории вообще знает, кто такие Фомин и Кижеватов. Более того. Авторы настолько серьезно отнеслись к материалу, что пошли значительно дальше, чем потребовал бы и достаточно въедливый критик. К примеру, о Матевосяне нигде кроме титров не сказано, что это Матевосян, но в кадре, несомненно, он. Вплоть до совершенных мелочей: никто не сказал бы ни слова против, будь у бойцов только ППШ и трехлинейки, но летом 41-го в войсках было много ППД и СВТ, и у героев именно эти стволы. И так у них всё сделано. Немцы в начале битвы за крепость прорвались в клуб-костел, и тут они именно в клубе, и видно, что клуб переделан именно из костела. На этом фоне претензии к слабой связанности между линиями персонажей выглядят просто изумительно. Это же фактически охудожествленная документалка, с тем же успехом можно поругать самих Фомина и Гаврилова за то, что сражались не вместе, а кого где война застала.
И эта достоверность выводит совершенно на иной уровень сопереживания. Одно дело смотреть или читать о рядовом Н. или капитане М., и совсем другое - понимать, что в кадре не красной краской мажется артист Мерзликин, а умирает Андрей Кижеватов. Ход беспроигрышный, и испортить его могли только скверно играющие актеры.
Но они не подкачали. Мерзликин, Коршунов и Деревянко сыграли очень качественно. Верю, товарищи командиры, верю. Мальчик отыграл нормально, тоже нареканий не вызывает. Особенно, однако, хорошо удались фашисты. Кстати, о фашистах.
Наци выглядят и ведут себя строго так, как в реальности. Именно - жгут, пытают и насилуют. Никакой политкоректностью авторы не страдают, и это правильно. Впрочем, враги не выглядят и дегенератами. Фашисты тут жесткие и умелые вояки, но при этом не вызывают и тени сочувствия. Между прочим, не так уж и просто добиться такого эффекта. Чаще в кино (во всяком случае, нашем) выходят или нибелунги в сияющих латах, разгоняющие толпы унтерменшей, или кретины и ничтожества. Тут, как и в жизни - мерзейшая мощь.
Обратно, советские солдаты и офицеры - нормальные люди. В том числе те, которые чекисты. Это вообще нынче редкость, но вы уж извините, реальные солдаты конвойного батальона НКВД стреляли из окон не хуже других, и реальный комиссар, а по совместительству коммунист и еврей, был душой обороны. Те, которые не коммунисты и не евреи, тоже удались на славу. Даже обязательные по нынешним временам чеченцы скромно пляшут свой зикр в уголочке, и никому не мешают. Также нет безумных рефлексий - солдаты похожи на солдат, а не эстетов, по недоразумению угодивших в окопы.
Голливуд повлиял на визуальный ряд - и это отлично, стреляет и взрывает на все сто, но не коснулся драматургии - и это тоже хорошо. Если вдуматься, о чем вообще фильм, то перед нами - трагедия долга. В нашу страну не завезли рядовых Райанов, увы. Зато в изобилии спартанцы Леониды. Надо ведь понимать одну простую вещь. В тех условиях подвигом было просто просунуть винтовку в окно и выстрелить. Потому что надежды на спасение не было, глотка горела без воды, а в ответ на выстрел из винтовки в окно прилетал девятиклограммовый чемодан тротила. То, что кто-то в этаком раю поднял руки, неудивительно. Удивительно то, что кто-то рук не поднял. Даже не только из любви к Родине, а из чувства собственного достоинства, из мрачного протеста "не будет же по-вашему, ироды", из гнева за каждый расколотый камень.
Многие эпизоды заставляют волосню шевелиться на загривке. Первая контратака погранзаставы совершенно зверская и просто вызывает желание схватить подручный предмет и кинуться с пограничниками. У-у-у! "Рядовой Райан" про то, как мы пойдем на все, чтобы выручить каждого отдельного бойца, а "Крепость" про то, как мы пойдем на все, чтобы добраться до их глоток. "Нам-то не жить, но и этим подонкам не жить", точно. Этот же дух бескомпромиссной борьбы, сияющей ненависти - в эпизоде "возьми конфетку, сиротинка". Меж бровей тебе конфетку, ублюдок. И кстати, деталька: уведя Аню (думая, что к спасению, а на самом деле на казнь), мальчик возвращается уже не с ТТ, а с "люгером". Не на улице он его нашел. Так и представляется Леня Голиков, в 15 не то 16 забивший штабную машину. А то, как Гаврилов останавливал панику - атомный эпизод, думаю, реальный майор из своей Вальгаллы одобрительно кивнул, увидев его.
Чуда не случится. Извините, хэппи-энда не может быть и его не будет. Фомина расстреляют у Холмских ("Я комиссар. А еще коммунист и еврей"), Кижеватов умрет, и его семью нацисты казнят. И бойцы Сорок пятой пехотной торжествуют на руинах, фотографируясь рядом с трупами и получая заслуженные железные кресты. Они не вечно торжествовали. Хэппи-энда не будет, но будет кровавая тризна. Сражение, сгубившее Сорок пятую, началось тоже двадцать второго июня, и тоже в Белоруссии. У судьбы очень мрачное чувство юмора.