«Беломорский БРИЗ» - 80 страниц ужаса полиграфиста (upd. 28.05.06)

May 25, 2006 01:01

Я планировал обозреть скопом апрельский «Лос Ангельск» (знаю-знаю, что уже вышел майский номер!), безномерный “Magazine” (или «Новый проект Жданова») и сравнить, чем они отличаются от, к примеру, февральского номера «Лос Ангельск», когда команды этих изданий были ещё одной командой (уж позвольте мне такую тавтологию).

Но действительность, как это частенько бывает, поломала все планы. Сегодня мне в руки попало нечто… даже затрудняюсь, как это назвать, но сами себя они позиционируют как «бизнес региональное издание “Беломорский БРИЗ”».

Идя навстречу высказанным пожеланиям, сделал галерею сканов наиболее одиозных страниц (хотя, как вы увидите ниже, мы наблюдаем борьбу ужасного с отвратительным).

Читайте обзор.

Что такое «бизнес региональное издание» - я не понимаю, это не по-русски. «Бизнес» - это по-русски «предпринимательская деятельность, осуществляемая … на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли». Если бы было «региональное бизнес-издание» или «деловое региональное издание», наверное, было бы понятнее. Что скрывается за аббревиатурой БРИЗ, я не знаю. Возможно, всё то же «Бизнес Региональное ИЗдание»?
Кстати, словари утверждают, что «Бризы (франц. brise) - ветры, дующие на побережьях морей и больших озёр с суточной периодичностью, т. е. со сменой направления дважды в сутки». Напомню, что Архангельск стоит на берегу реки, никак не озера или моря. Опять разруха в головах…

Прежде чем делать обзор БРИЗа (так для краткости я буду называть это издание) я оказался перед своего рода нравственным выбором.
С одной стороны, история семьи Даниловых, трогательно описанная в городском журнале «Настроение» (№12 (41) 2005 г., стр. 20-21), с другой - выпущенное практически силами этой семьи издание БРИЗ. То есть был соблазн сделать поправки на обстоятельства и пр.

С другой стороны, потребителю совершенно всё равно, какие обстоятельства вынудили кого-то заняться каким-либо бизнесом. Потребитель хочет получить продукт какого-то качества, а бизнесмен - получить отдачу от средств, потраченных на рекламу своей продукции (товаров, услуг и т.д.). И, несомненно, чтобы создателям (владельцам, редакции, авторам) не было стыдно за своё издание перед коллегами-конкурентами.

Поэтому я принял решение - долбить!

Дисклаймер: Всё выше- и ниженаписанное является исключительно моим частным мнением. Целью обзора является анализ ошибок, неудачных и удачных находок и приёмов конкретного выпуска конкретного издания. Создатели могут соглашаться или не соглашаться с моей точкой зрения, делать (или не делать) соответствующие выводы, моя задача - привлечь внимание к недочётам и достоинствам обозреваемого издания.

Вообще, когда мне сегодня показали обложку журнала, я подумал, что это сделано году этак в 1995-м, но когда была открыта первая страница, и все, кто был рядом (а каждую секунду, привлечённые шумом, подходили один за одним сотрудники редакции, ещё не видевшие и уже посмотревшие БРИЗ), стали тыкать пальцами «вот тут!» «вот здесь!» «а там ещё будет!», я не поверил своим глазам - ТАКОГО не делали даже 12 лет назад.

Я настоятельнейше рекомендую всем главным редакторам, арт-директорам и дизайнерам раздобыть это издание и использовать в качестве теста при приёме на работу дизайнеров, верстальщиков и рекламистов - если в их работах окажется хотя бы пара тройка ошибок, сделанных в БРИЗе, то его (её) можно смело посылать по известному адресу.

Офтоп. В связи с этим вспоминается одна история. 1997 год, рекламное агентство «Контраст». Приоткрывается дверь, в щель просовывается кудлатая голова.
Происходит следующий диалог:
- Здрассе, вам верстальщик нужен?
- А вы в чём верстаете?
- В «Ворде»!
- До свидания…

Вернёмся к нашим барашкам и начнём разбор первого номера БРИЗа (апрель - май 2006 г.), который вышел уж очень неаппетитным комом. В марте был выпущен пилотный номер, которого я не видел, но видевшие сказали, что пилот был ЕЩЁ хуже.

Обложка
Я уже сказал выше, что обложка - в лучшем случае, 95-й год. Даже не знаю, стоит ли разбирать этот коллаж в фотошопе - Александр Розенбаум на фоне архангельской высотки. Судя по получившейся картинке, он сидит точнёхонько посередине Троицкого проспекта…

Про «бизнес региональное издание» я уже написал выше, а про «логотип» БРИЗ, написанный красным шрифтом “Anna” (весьма неудачным в принципе, на мой взгляд) мне сказать нечего.

По секрету скажу, что есть два самых простых правила, за несоблюдение которых следует сразу отправлять на галеры и там топить в сортире: это использование в рекламе или вёрстке шрифта «Ариал» (я приемлю его только в «Ворде» и потом, это Трутайп - знающие поймут) и использование мелкокегельных шрифтов с засечками вывороткой (т.е. белые буквы на чёрном или тёмном фоне).
Анонсы на обложке написаны шрифтом «Ариал», полужирным и курсивным, жёлтого и оранжевого цвета. Есть и обводочка чёрная. Аминь.

Последняя обложка - дизайн нагло потырен с последней же обложки «Архангельского бизнес-журнала» №6/2006 (реклама компьютеров «Эксимер»). Лично я в этом не вижу ничего страшного - в природе некоторые мухи тоже обзаводятся жёлто-чёрными полосками на жопке, чтобы быть похожими на грозных ос, китайцы вон копируют «Ролексы» и продают их по десятке - только ведь это всё равно не осы и не «Ролексы». Тем не менее, в редакции АБЖ кое-кто фактом плагиата был возмущён.

Цвет
Тут всё просто. Цветокоррекция отсутствует вовсе. Вообще! Нет ни одной фотографии, про которую можно сказать, что сделана ц/к.
Особенно запомнились фотографии Розенбаума , с лицом цвета мёртвого мороженого кальмара. Розенбаум, конечно, лажовый певец (имхо), но зачем же с ним так-то…

Поскольку номер сдвоенный, ребята решили (в «бизнес региональном издании»!) устроить конкурс красоты!
Мало этого! В конкурсе участвуют ЛЕДИ! Напомню, что Леди - в Англии: жена лорда,а также замужняя женщина аристократического круга. То есть речь идёт явно о замужних женщинах. И, во-первых, у нас в России такие конкурсы однозначно называются «Мисс чего-то там», в во-вторых, здесь всё-таки мисс, т.е. незамужние девушки.
Вот здесь можно посмотреть, как нормальную модель (снимал Павел Кононов) можно превратить в зайца. Вопреки опасениям bodry-yar мне всё же удалось отсканировать «Леди Май». Ошибка известная - попытка радикально выбелить зубы человек превращается в зайца (или суслика), об этом ещё ermouth давным-давно говорил.

Вёрстка
Всё очень печально. Сетка, как таковая отсутствует. Вне всякого сомнения те, кто делал БРИЗ, не прочитали ни одной книги или хотя бы статьи по вёрстке. Думаю, они даже не читали и какого-либо учебника по вёрстке в “InDesign”, “Quark” или хотя бы в “PageMaker”, поскольку (сюрприз! сюрприз!) в 2006 году восьмидесятистраничное издание сделано в “CorelDraw”! Как вам? Забегая вперёд, скажу, что всё-таки изначально (если верить комментам БРИЗ делался в «Индизайне», и только потом первевёрстывался в «Кореле», что, как мы видим, оказалось и стратегической, и технологической ошибкой.
Именно из «Корела» вытекают многие технологические ошибки и огрехи (которые, впрочем, специалисты преодолевают «на раз», хотя и почертыхавшись немного). Но ведь разруха, как уже было сказано, в головах…

Вследствие очевидного системного непонимания основных принципов вёрстки вместо того, чтобы заказать у специалиста (думаю, в городе десяток наберётся) за $200-300 сетку для своего издания и получить вдобавок бесплатно несколько полезных советов было принято ошибочное решение «сделаем всё сами». Впрочем, исправлять ошибки никогда не поздно.

Да, есть какие-то колонтитулы, отбитые линеечками (привет, 90-е!), причем на некоторых страницах линеечки есть, а на некоторых - нет. Впрочем, и сами колонтитулы есть не на всех страницах. Хотя на обложке номер журнала написан правильно - №1, на колонтитулах написано вот так - #1. Ребята, мы не в Америке! В России номер пишут вот так - №. Или уж везде бы писали одинаково, так или этак. Но об единообразии я ещё скажу ниже.
Возможно, кто-то скажет, что я придираюсь к мелочам, но ведь «дьявол в деталях».
На большинстве страниц (не на всех! не на всех!) по внешнему краю идёт вертикальная плашка, покрашенная в самые разные цвета: красный, маджента, синий, зелёный и чёрный и их вариации, есть даже российский триколор. Представляете, как это мило и патриотично - красная, синяя и белая полоска, отбитая тоненькой линией от белой же страницы… Кстати, у российского флага цвета идут ровно наоборот: белый, синий, красный.

Вёрстка - самая примитивная: двух- и трёхколонник, впрочем, встречается и одноколонник, причем ширина колонок варьируется произвольно, от разворота к развороту (!). Например, в случае трёхколонника ширина колонки варьируется: 45, 49, 50, 52, 54, 56, 57, 58, 60, 61 мм. Такая же история и с межколонниками - 3, 4, 5, 8, 10, 11 мм! Не слабо? Дэн Браун со своим «Кодом да Винчи» отдыхают!
Одна из диаграмм вставлена из «Ворда» в RGB и на 72 dpi плюс неправильный (или вовсе отсутствующий) цветовой профиль - что даёт на выходе очень своеобразный эффект.

Глядя на содержание, хочется сорвать с головы шляпу (я 15 лет назад носил шляпу!) и размахивая ею, закричать: «ПРЕВЕД, ДЕВЯНОСТЫЕ!»

«А вот гляньте, как мы умеем верстать!» - словно говорят нам «создатели». Обратите внимание, как оригинально вылезают слева вопросы интервьюера! Или глазомер подкачал?

«А ещё мы умеем так и так!» На самом деле нужно всё смотреть, от первой до последней страницы…

Стиль и типографика
Как известно, самое главное правило любого издания - единообразие элементов. Не буду цитировать куски из учебников, но уж словосочетание «стилевое единство» все слышали.

Над журналом работали (как заявлено в выходных данных) аж двадцать человек, а «верстали» - пять, что, кстати, очень хорошо заметно - кто в лес, а кто по дрова.

Судя по всему при работе над БРИЗом была использован метод, широко взятый на вооружение издательствами в начале 90-х: книга, которую требовалось перевести, раздирали на тетрадки, которые раздавали разным переводчикам. Неделя - и 300-страничный том переведён! Правда, в начале перевода главного героя зовут, Джон, потом -Йон, далее - Иона, а в конце опять Джон.
Та же история и с БРИЗом. Поскольку отсутствуют сетка и собственно идеология издания и (я уверен в этом!) отсутствует какая-либо документация по вёрстке, то эти пять человек и валяли что хотели, ограниченные лишь форматом страницы. Если бы я не был уверен в полной некомпетентности «верстальщиков», я бы мог предположить, что они пытаются робко идти по стопам Дэвида Карсона (большинство «рррреволюционных» идей которого, впрочем, оказались спущенными в сортир самой жизнью), но думаю всё гораздо проще - дилетантизм, и ни о каком Карсоне они не слышали («Таити, Таити! Не бывали мы на вашем Таити!»).

Судите сами. Помимо упомянутых выше ШЕСТИ размеров межколонника и ДЕСЯТИ размеров колонки (в случае трёхколонника) есть ещё кое-что. Пробегусь кратко:

  • использовано более 10 гарнитур
  • гарнитуры рубленые и с засечками, обычного и полужирного начертания, что даёт в результате довольно много вариантов
  • кегль в публикациях колеблется от 5 до 16 pt
  • в заголовках использовано 15 различных шрифтов (естественно, разного размера, цвета и начертания)
  • очень мило выглядит трёхколонник, где средняя колонка «почему-то» на кегль-два крупнее
  • равно как и два материала на странице - один набран гротеском 8 pt, другой - 12 pt с засечками…

  • В контексте вышесказанного даже неприлично поминать отсутствие тире, неразрывных переносов и кавычек-«ёлочек» - это, как я догадываюсь, за гранью понимания.
    Более того - в большинстве материалов НЕТ переносов! Мне удалось насчитать лишь десять статей, где переносы в том или ином виде были (очевидно, кто-то из делавших БРИЗ знал, что в «Кореле» переносы существуют). Ещё в одной статье переносы были поставлены вручную, но при вёрстке все до единого уехали в середину строк.

    Содержание
    Извините, но при такой «вёрстке» ни один материал не вызвал желания прочитать его (хотя я допускаю, что есть хорошие статьи).
    Примеры? Их есть у меня:
    http://ljplus.ru/image/6089479
    http://ljplus.ru/image/6089480

    После нескольких просьб/пожеланий, высказанных в комментах и устно/по аське - оценить содержание материалов я всё-таки сделал ещё одну попытку прочитать хоть что-то… увы, я не смог, может быть, я слишком капризен, может, слишком жалею свои глаза - но - не смог! Простите!

    А вот тут можно заглянуть в секретную кухню «создателей» и оценить, какие интеллектуальные титаны создавали сей “opus magnum”. Заголовок «ФИЗУХА» так и не был заменён на более подходящий - то ли не нашли лучше, то ли забыли, то ли сочли «ФИЗУХУ» гениальной находкой - не знаю. А пурпурная (маджента) врезка на бежевом фоне и розовое поле по краю страницы - блевотный порошок не нужен, стошнит на раз!

    Что хорошего?
    Но есть и светлые пятнышки.
    Каким-то образом в журнале оказалась пара приличных реклам (очевидно, уже готовых) - “Leo” (продажа автомобилей) и «Л’Этуаль» - даже с пробником “Sergio Taccini for men”.

    Очень симпатично выглядит (особенно на фоне остального) рекламная статья агентства «Аренда недвижимости», правда, за исключением заголовка - Compact c обводкой.

    Да и сам объём - 80 страниц, даже если пересчитать на нормальную вёрстку, всё-таки составит честные 64 страницы, что немало для первого номера журнала.

    Выводы
  • Всё-таки позиционировать журнал: как деловое издание, общественно-политическое или ещё какое-либо
  • Использовать БРИЗ №1 как наглядное пособие «Как НЕ НАДО делать журналы»
  • Сделать выводы и разработать реальную сетку (лучше заказать у специалиста)
  • Учиться
  • Работать дальше.
  • дезигн

    Previous post Next post
    Up