Война: беседы и интервью с ополченцами.

Aug 09, 2015 16:11


Как все начиналось

Как рассказывают местные жители, голосование на референдуме о независимости было массовым. Беседовал с одной из женщин, которая работала в избирательной комиссии. Она говорила, что люди шли на голосование, как на праздник, выстраивались огромные очереди. Такого не видели даже в советское время. Так что количество проголосовавших на референдуме - это не фальсификация.

За что голосовали? Давали разные объяснения: «надоело кормить Киев», «нельзя рвать отношения с Россией», «в ЕС наши заводы никому не нужны», «против украинизации и майдана» и т. п. Но ни один из тех, с кем я беседовал, не говорили, что голосовали за присоединение к России. Более того, даже ополченцы отвечали, что были не против остаться в составе Украины, если бы Донбассу дали статус, как у Крыма. Чтобы Донбасс имел самостоятельность, а киевские власти не могли проводить там свою политику, переписывать учебники истории, чтобы не рвали связи с Россией. На территории Донбасса расположены такие города, как Стаханов, Краснодон, Донецк и т. п. Там живут люди, для которых оценки советского времени, Великой Отечественной войны - сакральны и неоспоримы. Там никогда не примут Бандеру, как героя Украины.


Можно было решить проблему мирным путем, если бы киевская власть согласилась дать Донбассу федеральный статус или статус автономии. Но новой киевской власти потребовалось сломать Донбасс. (ИМХО: «Маленькая победоносная война» давала возможность объединить вокруг себя население, получить поддержку на базе объединения против врага - России).

Нам рассказывали, что войну начал Стрелков. Но АТО началась еще в 20-х числах апреля, когда никакого Стрелкова еще не было. А на территории Луганщины группа Стрелкова - не участвовала в начале сопротивления и боевых действиях. Они отметились только в защите Славянска. А в Луганске все начиналось стихийно. Лидеров протестного движения в Луганске - забрали в СБУ. Тогда вокруг СБУ собралась масса народа и потребовала их выпустить. Чтобы не доводить дело до столкновения, СБУ вынуждены были отпустить лидеров. На следующий день СБУ захватили, чтобы предотвратить дальнейшие аресты и провокации со стороны силовых структур.

Начинался хаос. Представители органов власти - сбежали. Кто-то «на деревню к дедушке», кто-то - в Киев и другие города. Почти все депутаты и чиновники - попрятались, выжидая кто победит. Как и в 1917 г. стали появляться возникавшие стихийно органы народного самоуправления. Которые избирали своих лидеров. Так же стихийно возникали отряды ополчения со своими полевыми командирами. В том хаосе, который возник в момент начала АТО, часть полевых командиров организовали подобие банд, которые занимались «отжатием» бизнеса и даже - мародерством. Конечно, его масштабы были намного меньше, чем у Нацгвардии Украины, но такое явление - существовало. Ополчение боролось с «махновщиной», но в ситуации начала карательной операции, сил на поддержание порядка - просто физически не хватало.

После начала АТО многие заводы стали закрываться, люди оставались без работы. Руководство большинства предприятий сбежало в Украину. Оттуда они стали приглашать специалистов на работу. Но приезжающих на Украину из Донбасса, сразу брали на воинский учет. И через 2-3 недели они получали повестки в военкомат, призыв на войну. Поэтому многие все бросали и возвращались назад, не желая воевать против своих же земляков. Тем более, что семьи у них оставались жить в Донбассе. Так же получилось и с милицией и ВВ, которых вывели с территории Донбасса. Все они были направлены «освобождать свою территорию от сепаратистов и террористов». Многие из них - бежали в Новороссию.

Война

Отношение к этой войне в Донбассе - как к Великой Отечественной. Даже плакаты сделаны по образцу того времени. Это не инициатива местной власти или полевых командиров. Сами ополченцы клеят такие плакаты на блокпостах и у себя в расположении. Состав ополчения - очень «пестрый». И по возрасту, и по роду занятий до войны. От 18 до 70 лет (не преувеличиваю, лично видел деда под 70 лет на блок-посту). Рассказывали и о батюшке, который приехал из Иваново в ополчение во время войны. Ему было 76 лет. Выдавал боекомплекты и ходил в наряды.

По рассказам ополченцев, успехи ВСУ объяснялись в первую очередь тем, что ополчение было малочисленным и не могло перекрыть все направления наступления. Кроме того, обвиняли Болотова в том, что он не смог (или по каким-то причинам не захотел) организовать успешную оборону. В момент наибольших успехов Нацгвардии в ходе наступления, в ополчение пошел массовый приток бойцов. Шли отовсюду, в том числе и с захваченных ВСУ территорий - из Славянска, Лисичанска, Северодонецка, Краматорска и др. Не успевали формировать батальоны ополчения. И наступление ВСУ было остановлено. А затем - началось контрнаступление.

Эта война не похожа на войны, проходившие на территории бывшего СССР ранее. Война ведется дистанционно. И ее основные элементы - не атаки пехоты, а работа систем артиллерии, ГРАДов, авиации и других огневых средств. Проходит «огневой вал», после чего происходит зачистка тех, кто еще остался на позициях. По словам ополченцев, бойцы ВСУ и добровольческих батальонов, избегают прямого огневого контакта, не ввязываются в прямой бой.

Вплоть до ликвидации Дебальцевского котла ополчение не имело единого командования. Сама операция по ликвидации ВСУ в Дебальцево проводилась силами полевых командиров, которые координировали свои действия друг с другом. Фактически украинскую Нацгвардию и ВСУ разбили полупартизанские отряды ополчения, состоявшие из шахтеров, рабочих, крестьян и т. п.

В ополчении сожалеют о том, что остановили наступление летом и не дали выгнать нацгвардейцев за границы Донбасса. Как говорят ополченцы, на тот момент ВСУ было малобоеспособна и вопрос освобождения региона, мог быть решен. Так что Порошенко должен благодарить Россию за то, что не дали в тот момент добить украинскую Нацгвардию.

Было жутко слушать о том, как Нацгвардия относится к своим же убитым солдатам. Их порой даже не хоронили, а просто скидывали в отвалы или прикрывали зеленкой, привязывали к ногам траки от танков и сбрасывали в реку, чтобы не всплыли. О таких случаях «захоронений» мне рассказывали и показывали фото ополченцы, лично видевшие этот ужас. В ополчении же всегда своих убитых стараются вытащить даже из-под огня и с территории противника. И обязательно хоронят.

Ни разу (!), за трупами убитых не обращалась официальная власть или командование Нацгвардии. Только приезжали родные или полуофициальная команда «гробовщиков». Как в Нацгвардии фиксируется количество погибших - не понимаю. Поэтому данные о количестве убитых бойцов ВСУ - вызывают сомнения. Один факт, что режим Порошенко проводит уже шестую мобилизацию, вызывает вопрос: а куда девались остальные пять призывов? А в Новороссии не было ни одной мобилизации, воевали только добровольцы.

Ополчение (Луганская народная милиция) - сегодня.

Я жил в общежитии, где сейчас размещается одна из рот ополчения. С утра уезжал по деревням и городам, для сбора материала, а вечером - возвращался и беседовал с ополченцами:

Питался в столовой (хотя и не всегда, но попробовал и затрак, и обед, и ужин). Кормят, пусть и без разносолов, но вкусно и сытно.
Сейчас ополчение, переформировано в Луганскую народную милицию. Но фактически - это армия ЛНР. Махновщины сейчас в ЛНР - нет. Есть отдельные отряды, не включенные в общую структуру военных сил, но они придерживаются правил и не нарушают законов.

Война приостановлена и в ополчении идет боевая учеба. Пришло много добровольцев, не участвовавших в боях и не имеющих боевого опыта. За время, которое я там находился, каждый день, кроме воскресенья ополченцы выезжали на полигон, где занимались боевой учебой (стреляли, учились окапываться, работать с техникой и оружием). С осени 2015 года - планируют организовать первый призыв в армию ЛНР.

После окончания боевых действий из ополчения ушло много бойцов, участвовавших в боях. Ушли на свои рабочие места - на шахты, заводы, в села. Поэтому у ополчения есть очень большой резерв, имеющий боевой опыт. И, в случае нового наступления, эти люди - вернутся. Вообще в ополчении настрой - идти до конца в случае если Киев начнет новую войну. Бежать им некуда, а за свою землю, дома и родных - ополченцы будут стоять до конца.

Часть бойцов ополчения, пришедшие с территорий, оккупированных Нацгвардией, живут в казармах вместе со своими семьями. Жилья у них нет и семьей - стало ополчение. Жены служат рядом с мужьями, дети тоже живут в казарме. Причем значительная часть ополчения составляют пришедшие из оккупированных Нацгвардией территорий. Для них казарма - стала домом. И приток таких добровольцев не прекращается и сейчас. Пожив на оккупированной территории, почему-то рискуя своей свободой и даже жизнью, люди уходят в ополчение. И это не молодежь, а зрелые 30-40-летние мужики, которые не болеют романтикой, а твердо понимают, за что собираются воевать.

Добровольцы

Добровольцев из России в ополчении - немного, почти все они после окончания боевых действий - уехали. Сейчас местных в составе ополчения - 95%. Например, в 1 роте из почти 50 человек из России - трое, а во второй роте - четверо, но из них трое уже собрались уезжать. Даже в самое тяжелое время для Новороссии ядро ополчения - составляли местные.

Почему люди, прошедшие войну, сейчас уходят из ополчения? Заниматься шагистикой, ходить в наряды и т. п. - не видят смысла, все это они уже проходили в армии. Пока нет прямой угрозы существованию Новороссии - уехали. У каждого из добровольцев - своя жизнь, у некоторых - семьи и дети, которых надо содержать.

Добровольцы - со всей России. С Камчатки, Чукотки, Усть-Кута, Подмосковья - со всех регионов России (даже самых дальних). Причем экипировались на свои деньги, а собирали их всем миром. Например, доброволец с Камчатки, рассказывал, что его собирали всем поселком, экипировали, билет покупали и т. п. В составе ополчения воевали люди из самых разных стран. Из Франции, Бразилии, Киргизии, Казахстана и других стран. Был даже один американец.)

Обиднее всего ребятам, когда рассказывают, что, якобы добровольцы из России, едут туда зарабатывать деньги. Весь 2014 год ополченцы не получали ни копейки денег. Добровольцы экипировались за свой счет. В ополчении им могли предложить только оружие. Само ополчение выживало лишь за счет гуманитарки и целевой помощи тем или иным отрядам, собираемой в России. Более того, некоторые командиры ополчения даже продавали свой бизнес или недвижимость, чтобы иметь возможность содержать свои отряды.

Только с формированием Луганской народной милиции и сведении отрядов ополчения под единое командование, где-то с февраля-марта 2015 года ополченцам стали платить зарплату в 15 тысяч рублей. Если кто-то считает, что 15 тысяч за риск своей жизнью - это много, напомню, что простые уборщицы в Петербурге получают больше.

Оружие

Много мифов о том, что якобы технику, оружие и боекомплект ополченцам поставляет Россия, полностью обеспечивая их всем необходимым. Как рассказывали ополченцы (беседовал и с рядовыми и с командирами рот), массу оружия захватили в первые дни начала АТО. На первых баррикадах стояли люди с дубинами и охотничьими ружьями. Один автомат на десять человек. На первом этапе АТО украинская Нацгвардия действовала нерешительно, первые колонны останавливали, окружали и просто отбирали оружие с техникой, а солдат отпускали. После первых выстрелов, ситуация обострилась. И оружие добывали в боестолкновениях с Нацгвардей, устраивая засады и организовывая разгром колонн. Были и захваченные склады с неисправной боевой техникой, склады с боезапасом. Но оружия все равно не хватало. И танк, снятый с постамента - это не сказка.

Когда в августе началось контрнаступление, украинская армия бежала, бросая все, что у нее было. Тогда ополченцы получили очень много оружия и техники. Брошенные ВСУ позиции были забиты техникой, оружием и боекомплектом. А при ликвидации Дебальцевского котла - оружие вывозили КАМАЗами. Почти все вооружение, имеющееся сейчас у ополчения - захвачено у ВСУ. Мне показывали на фото - целые поля боезапаса, складированные чуть ли не в чистом поле.

Что касается российских поставок… К примеру, в батальон, в котором я жил, в феврале пригнали БМП из России. 1975 года выпуска, выезжал в поле аж целых два раза, все остальное время - ремонтируется. Вот такие «поставки российского оружия»…((( Некондиция и списанное. И непонятно, кто поставляет, то ли спекулянты-перепродавцы, скупающие некондицию с военных складов, то ли - просто жулики.

Вот примерно такая картинка получается по рассказам ополченцев и во многом подтверждается рассказами жителей ЛНР, с которыми я беседовал.

Previous post Next post
Up