Ездил в Георгиевку, через Луганск, где побывал только на рынке и автостанции. На следующий день ездил в город Лутугино и село Переможное тоже через Луганск. Но первые съемки в Луганске не получились, потом снимал по дороге, в автобусе. Поэтому по Луганску - съемок немного:
В целом - город живет, службы работают, мирный быт - налаживается. Только на улицах появились люди, просящие милостыню. Война, экономическая блокада со стороны киевской власти - работают. Местные говорят, что раньше такого не было.
Из Луганска выехал в Георгиевку. Там шли бои. Георгиевка 40 дней была занята Нацгвардией Украины. Ее освободили только в августе, в ходе наступления ополченцев. В поселке есть разрушенные дома в результате минометного обстрела со стороны Нацгвардии Украины. Ополченцы стояли на блокпосту за пределами деревни. И если разрушенные вблизи блок-поста, дома можно списать на случайные попадания, то обстрел ряда домов в середине села показывает, что стреляли по жилым домам. В ходе этих обстрелов гибли мирные жители. Жертв могло бы быть больше, но жители пережидали обстрелы в подвалах, оставаясь порой там сутками. В разрушенных домах людей не было, они выехали, либо жили у родственников, но во двор одного из них удалось попасть. Там хозяева живут в маленьком сарайчике, который остался после обстрела их дома. С ними мне удалось переговорить:
Удивило то, что дом разбомбили, но около дома хозяйка в этом году все равно посадила цветы. А когда уже выключил диктофон и собирался уходить, по дороге проехали машины из миссии ОБСЕ. Как образно и богато охарактеризовали этих ребят, я повторить не смогу, даже если захочу.) Я поинтересовался почему так относятся к «миротворцам», услышал, что ОБСЕ - «продажные твари» (цензурно выражаясь). Что они видят, как со стороны украинцев нарушают минские договоренности, постоянно обстреливают города и села, но ОБСЕ всего этого «не замечает». И до этого, когда попадались машины ОБСЕ (а они попадались достаточно часто), только по дороге из Изварино я их видел дважды, все, с кем я ехал высказывались про ОБСЕ - от души и очень негативно. Что этому имеются основания, убедился уже в день отъезда. Миссия ОБСЕ попала под обстрел украинской Нацгвардии, когда ехали в город Счастье, по территории Новороссии. ОБСЕ в заявлении не сказали ни слова о том, кто именно их обстрелял. Дали нейтральное - мол, попали под обстрел. А украинские СМИ сразу описали, что ОБСЕ обстреливали ополченцы (на своей же территории). Хотя во время обстрела ополченцы два часа ополченцы ругались с украинской стороной, требуя прекратить обстрел и говорили, что тут находится миссия ОБСЕ.
Во время нахождения в Георгиевке нацгвардейцев, были разграблены все магазины. На одном из них даже написали «Собственность восьмой сотни». Под угрозой оружия забирали у жителей машины, ценные вещи, продукты.
Жители села (мне удалось взять интервью у пяти человек) рассказывали, как перед уходом из Георгиевки, нацгвардейцы взорвали завод, стоящий рядом с селом, где работали жители. Как директор завода и рабочие чуть ли не на коленях умоляли этого не делать, но их никто не послушал. Похоже на то, что творят чужие враги на захваченной территории, уничтожая все, до чего могут дотянуться. Стоит сказать, что ни в одном из населенных пунктов о том, что ополченцы взорвали или уничтожали какие-то инфраструктурные объекты - не говорили.
Часть односельчан сотрудничала с нацгвардейцами, указывая им адреса ополченцев и даже (по словам жителей) помогали им в ходе боя корректировать огонь по поселку. После того, как в село вошла Нацгвардия, всех, кто помогал ополченцам, даже если просто готовил им или давал продукты, - арестовали и увезли в СБУ. Когда нацгвардейцы отступали, вместе с ними ушли и те, кто доносил на своих односельчан. Как мне говорили, если бы они остались, то сами бы жители порвали бы их безо всяких ополченцев. Жители Георгиевки на окраине села на свои деньги поставили памятник погибшим в ходе боев ополченцам.
На следующий день выехал в город Лутугино и село Переможное. В Лутугино впервые встретился с местной жительницей, которая высказалась против ополчения, в поддержку действий украинской Нацгвардии. Но об этом напишу завтра.