Много раз говорили мне женщины (которые могли себе позволить подобное сказать), что мой голос по утру после хорошей пьянки, с хрипотцой и басовыми обертонами, действует на них особым образом. Признаюсь, что на меня самого он действует особым образом, примерно как игра на большом низовом варгане, смещающем точку сборки. Инфразвуковые аберрации трещат в пространстве черепушки, осыпаются по углам, делая похмелье ещё более невыносимым. Нередко в такой ситуации женщина требует, чтобы я говорил ещё и ещё, такой мой голос её возбуждает. Но мне обычно извлекать из себя любые звуки в таком состоянии, а уж тем более настраиваться на даму, вкраивая в её эмоцианально-эфирные волны свой басовый ключ, бывает особенно мучительно. Хотя пару раз получалось совершенно божественно. Мда.
Так к чему это я... На самом деле похожее явление существует и с женскими голосами. Из моего детства я больше всего запомнил именно тех певиц, у которых голос низкий или с широким диапазоном. На излёте Советской власти, в конце 80-х, когда я начал знакомиться с этим миром, жизнь была фантасмагоричной. Я родился рядом с морем, которому свойственно что-нибудь выбрасывать на берег в совершенно неожиданный момент. У нас всегда было много пластинок и кассет дома, откуда всзялись некоторые из них, я до сих пор не понимаю. Мне было позволено во всем этом рыться по своему собственному усмотрению. Года в 4 я нарвался на пластинку Имы Сумак. Так я улетел в первый раз :).
Как я потом (лет через 10) узнал, певица эта легендарная. У неё, кстати, были большие гастроли в СССР - если кому интересно - можно почитать (о ней много написано в русскоязычной сети). В 1998 году братья Коэны сняли "Большого Лебовски". Там был замечательный саундтрек с Сумак. Ниже вариант этой композиции с участием самой певицы. Она действительно из Перу, причем имела любопытную родословную - якобы происходила от последнего касика инков Атауальпы по матери. Отец её был обыкновенным испанцем ;).
Click to view
Узнали тему? У Коэнов под эту композицию ночью на берегу океана несколько мужиков подбрасывают в небо на батуте девушку с голой грудью. Мне было 14, когда я увидел эту сцену :). Думаю, что дальнейшие комментарии тут не нужны.
А в следующей композиции Има творит со своим голосом вообще что-то невообразимое.
Click to view
В 1989-1990 годах мой отец провел почти всё время в Варшаве. Я к нему приезжал. Польская народная республика в это время активно прощалась с советской моделью, рынок открывался. Короче говоря, проиcходило то, что у нас будет потом происходить лет 10, а то и больше. Поляки управились года за три. В Польше в то время уже продавались западные журналы и диски, в гостинице можно было смотреть некоторые буржуйские телеканалы, чем я не брезговал. Так я в первый раз услышал Twist in my Sobriety.
Вот Антон Павлович Чехов, говорят, признавался, что не понимает, как Лермонтов в 25 лет написал свою "Тамань". Ну а мне не очень понятно не только это, но и то, как Tanita Tikaram в 18 лет создала эту песню, а в 19 так её спела.
Click to view
Терпкий бархатистый голос Таниты стал частью меня, настроил на определённое состояние. Он возвращает меня в некую точку в моей жизни, очень важную, когда я осознал себя отдельно от родителей. Мои первые настоящие друзья, мои друзья, а не родительские, появились примерно в это время. Когда я слышу эту песню, я получаю бонус в виде возможности сравнить себя сейчас и тогда. Голос сразу устанавливает связь через время и пространство, такой внутренний телепорт между состояниями меня.
Конечно, я не понимал смысла песни в те годы, я не знал английского совсем. Но сейчас речь идет именно о голосе. Когда я понял смысл текста, точнее обратил на него внимание :), стало ясно, что сам текст очень правилен. Он правилен потому, что передаёт то остраненное, свободное, волевое состояние по отношению к происходящим событиям, которое у меня в душе тогда рождалось. Ощущение горькости того освобождения, которое происходит.
Продолжение следует.