анализ мультика "Бременские музыканты" и сказки О попе и его работнике Балде ;)

Jul 22, 2010 01:30

ПО СЛЕДАМ БРЕЖНЕВСКИХ МУЗЫКАНТОВ
Вы помните эпизод в мультфильме «По следам Бременских музыкантов», где сыщик пытается забить ослу в курительную трубку какую-то подозрительную траву? Нет? Вот и я не помнил. А, между тем, он есть!

Примерно так всё и начиналось. Утомившись от недельного сочинения песен к мультику «Щелкунчик», я решил отдохнуть - пересмотреть рок-оперу Jesus Christ Superstar. Но, здраво рассудив, что опера немалая, решил просмотреть ее на увеличенной скорости. И тут же обнаружил подозрительно знакомый мотив: прослушать_всего_90кб.
Я написал в ЖЖ о своем открытии, и мы немного поуточняли даты: первая запись JCSS вышла в 1970, мультик «Бременские музыканты» в 1969, а вторая часть, о которой идет речь, в 1973, поэтому, естественно, у Геннадия Гладкова уже был заграничный виниловый диск, с которого он так элегантно процитировал кусочек. Откликнувшийся Алекс Янг сказал, что это естественно - автору нужно было изобразить для советского зрителя гастроли зарубежных звезд, а они ассоциировались именно с музыкой такого стиля.
Полностью согласившись с Алексом, я шутки ради заметил, что если продолжить эти рассуждения, то выяснится, что если это зарубежные гастролеры, то в мультике изображен СССР, тогда царь - это, разумеется, Брежнев, а, следовательно, принцесса, сбегающая с проезжим Трубадуром, - скандально-известная дочка Брежнева...
Написав это, я задумался: а что мне вообще известно о дочери Брежнева, кроме словосочетания «скандально-известная»? Я полез в интернет и обалдел:

В школе Галина Брежнева отличалась дерзким и своенравным характером. Политика, которой занимался отец, дочку не интересовала. Потом некоторое время она училась на литературном факультете Кишиневского университета. Леонид Ильич, тогда первый секретарь ЦК КП Молдавии, приходил в университет и просил студенток из ее группы как-то повлиять на дочь и убедить ее вступить в комсомол. «Очень нехорошо получается - я возглавляю партийную организацию всей республики, а моя дочь даже не хочет стать комсомолкой». Ее же интересовала любовь. В 1951 году в Кишинев на гастроли приехал передвижной цирк «Шапито». Галина ходила на все его представления - увлеклась Евгением Милаевым, молодым силачом и акробатом, который держал на себе пирамиду из десятка людей. Вскоре цирк уехал, а вместе с ним, бросив университет, и Галина. Сбежав из дома и выйдя замуж за Милаева, она явилась пред ясные очи отца Леонида Ильича уже с ребенком на руках - Витусей. С Викой сидели бабушки, а родители пропадали на гастролях. Галина Брежнева устраивалась в цирковые труппы гримершей и разъезжала с мужем по свету.

Я надеюсь, все помнят сюжет «Бременских музыкантов»? А сюжет второго мультика «По следам Бременских музыкантов», про сыщика и похищение принцессы? Тогда вот продолжение:

Этот брак длился 8 лет и распался, когда 32-летняя Галина познакомилась с молодым 18-летним Игорем Кио, сыном знаменитого иллюзиониста Эмиля Теодоровича Кио. Домашним Галя написала записку: «Выхожу замуж, и оставьте меня в покое».
Известие о втором цирковом браке любимой дочери привело Брежнева в бешенство: «Фокусников нам еще не хватало! Одним глазом я должен смотреть за страной, а вторым - за дочерью. Дожились!». А Евгений Милаев предложил Брежневу отыскать беглянку в Сочи и объявить брак недействительным. На поиски были мобилизованы лучшие силы КГБ и МВД. На следующее утро после приезда в холле гостиницы новобрачных уже ждал трясущийся от страха генерал. Он ужасно переживал из-за возможных последствий. А что если Галина помирится с отцом да и пожалуется ему на сочинскую милицию?! У новобрачных отобрали документы, Галину под усиленной охраной препроводили в Москву. Через неделю Кио получил бандероль: в ней оказался его паспорт с вырванной страницей о регистрации брака и размашистой надписью: «Подлежит обмену». На том и закончилась девятидневная супружеская эпопея. Брежнев гуманно поступил по отношению к Кио - ведь мог бы и на Север сослать или в армию отправить. А потом Кио и Галина еще почти четыре года встречались тайно.

И ещё куча статей о том, как зажигала Галина Брежнева с танцовщиком Марисом Лиепой, с певцом Борисом Буряце... И как отец хмуро смотрел на все это, постоянно окружая ее КГБ-шниками, которые тихо но сурово пытались отшить всех кавалеров эстрадно-цирковых профессий, которых Галина пыталась закадрить по широте своей натуры. Все эти события, разумеется, начались заметно раньше 1969 года, и уж кто-кто, но театрально-музыкально-цирковая богема прекрасно об этом знала на момент создания мультика... Поневоле подумаешь - фигассе зажигала нипадецки отечественная мультипликация - такая-сякая сбежала из дворца, такая-сякая расстроила отца, парам-барам-барам...

Однако здравый смысл подсказывает, что сама сказка «Бременские музыканты» была придумана братьями Гримм задолго до появления Брежнева с дочкой. Что это, удивительное пророчество? И мы лезем в интернет читать первоисточник.
Братцы, это песня! Кому лень читать, перескажу своими словами. Итак, сказка братьев Гримм «Бременские музыканты». Четверо жывотных самого старческого возраста, побитых жизнью и хозяевами, решают отправиться в город Бремен (немецкое название Бобруйска), чтобы стать там уличными музыкантами и не подохнуть с голоду. По дороге в Бобруйск жывотные проголодались и замерзли, но тут увидели огонек в одинокой избе. Успокоив свою звериную совесть диким предположением, что в избе живут разбойники, охамевшее зверьё бескомпромиссно выгоняет обитателей избы прочь. И навсегда там поселяется, так и не дойдя до Бобруйска, не научившись играть музыку и не став музыкантами. Конец сказки про Бременских музыкантов. Занавес.
Особенно впечатлил этот абзац:
Шли они, шли, и вот настала ночь. Осел и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам. Смотрел, смотрел и увидел: светится невдалеке огонек.
-- Огонек светится! -- кричит петух.
Осел говорит:
-- Надо узнать, что это за огонек. Может быть, поблизости дом стоит.
Собака говорит:
-- Может, в этом доме мясо есть. Я бы поела.
Кот говорит:
-- Может, в этом доме молоко есть. Я бы попил.
А петух говорит:
-- Может, в этом доме пшено есть. Я бы поклевал.
Встали они и пошли на огонек. Вышли на поляну, а на поляне дом стоит, и окошко в нем светится. Осел подошел к дому и заглянул в окошко.
-- Что ты там видишь, осел? -- спрашивает петух.
-- Вижу я, -- отвечает осел, -- сидят за столом разбойники, едят и пьют.
-- Ох, как есть хочется! -- сказала собака.
-- Ох, как пить хочется! -- сказал кот.
-- Как бы нам разбойников из дома выгнать? -- сказал петух.

Остается некоторый ужас от осознания того, что на этой сказке выросло много поколений детей.
Но дело не в этом. Сказка братьев Гримм относится к сотой перепевке популярного сюжета народных сказок о том, как бездомные звери решали свою жилищную проблему («Зимовье зверей», «Теремок», «Рукавичка» и т.п.). Никакой принцессы, никакого Трубадура, никакого царя в оригинале «Бременских музыкантов» нет!
На этой удивительной ноте я и закончу описывать свои впечатления от свежего просмотра мультика. Нет, я не возьму на себя смелось заявлять, что мультик действительно был создан с целью простебать непростую семейную ситуацию Генсека... Нет. Я просто пытаюсь себе представить лицо Леонида Ильича, который однажды на белокаменной веранде очередной цековской дачи случайно включает телек и вдруг видит генерального царя мультипликационной страны, который обращается к своей единственной сбегающей доченьке мерзким голоском: "Ах ты доченька моя истеричная, скоро будут тут певцы заграничные, выбирай любого - всё оплачу..."

О попе и его работнике Балде

Для того, чтобы можно было правильно её понимать, необходимо сделать над собой одно, но весьма значительное усилие. А именно - перестать воспринимать её в советском духе как социальную сатиру и национальный русский юмор. Сказка - очень серьёзная.

Балда - это русский Фауст и вместе с тем Пугачёв.

Черти - их комический вид не должен никого обманывать - есть то, что есть: силы Ада.

А вот поп - это, конечно, не вполне священнослужитель. Русский поп всё всегда делал сам - и косил, и пахал, и урожай собирал - да ещё и не на всоей земле, а на казённой, и был пролетарием из пролетариев. Пушкинский же поп - это, вне всякого сомнения, начальство. И не только церковное. То, какое и было: "толоконный лоб" - глупое, недалёкое, жадное и обременённое кучей прихлебателей.

Иными словами, сказка о Балде - это сказка про русскую революцию. Царский режим (поп) и русский народ (Балда), начав строительство Российской империи, договорились с самого начала о взаимных обязательствах именно так, как сказано в сказке: единственное право, которое народ признавал своим и неотъемлемым - это право на бунт (три щелка по лбу). Ни на каких других он никогда не настаивал - к вящей радости начальства.

И вот начальство, получив грозные предзнаменования того, что Балда ведь может и реализовать это своё право (разинщина, а потом пугачёвщина), ставит перед ним невыполнимую задачу: цивилизоваться, "стать культурной страной". При этом цивилизация понимается как вестернизация - в чём, безусловно, должен помочь Запад (черти). Именно это и есть тот их оброк, о котором говорит поп: русское начальство искренне уверено, что долг Запада - просвещать Россию и передавать ей свои положительные ценности (собственно "цивилизованность"). Черти, разумеется, этого долга за собой не признают: "об оброке мы и не слыхали". Шантажируя чертей, русская власть посылает русского мужика в Европу, побеждать в европейских войнах - Румянцев, Суворов...

Бесы, разумеется, валяют дурака, притворяясь недалёкими и бессильными идиотами. Русский Балда над ними насмехается (это происходит весь 19-й век с русскими западниками, народниками, социалистами и т.п. бесенятами). Однако, вдоволь натешив Балду своими цирковыми номерами, бесы таки оформляют с ним договор, оставшийся за кадром в сказке, но вполне очевидный. Суть договора проста и состоит даже не в продаже души, а в том, что если Балда своими щелбанами убьёт попа, то получит и все те ценности, которые есть в мешке, и поповское имение (благо "поповна о Балде лишь и печалится" - т.е. часть "элиты" давно уже к такому повороту готова).

И вот Балда, принеся мешок с Истинными Ценностями (т.е. русский человек, развившись и европеизировавшись до понимания своих Социальных Интересов), приходит к попу и реализует своё главное право. Три щелка - это три русских революции: после первого (1905-й) "подпрыгнул поп до потолка", но уцелел; после второго (Февраль) "лишился языка", т.е. уже не мог никак себя защитить, а третий (Октябрь) его убил.

Но самое главное - что бесы, разумеется, обманули и попа, и Балду. В мешке оказались отнюдь не Адам Смит, Монтескье и Макс Вебер, а Маркс, Кромвель и д-р Гильотэн. И Балда, попировав в имении попа, выпив весь самогон из погреба, перетрахав всю женскую половину и поуродовав мужскую, осознал, что остался без работы и без целей посреди разрушенного дома. И тогда он снова пошёл к морю - униженно просить чёрта стать его новым работодателем. И чёрт милостиво согласился.
---
...Одна из самых страшных и опасных масок дьявола - это маска идиота и шута. И если чёрт ведёт себя откровенно глупо и непрактично, позволяя тебе над собой смеяться, надо бежать прочь, покуда цел.

(с) не моё, из контакта

просто интересно, смешное

Previous post Next post
Up