(no subject)

Feb 22, 2015 13:37

Из-за учебы писать совершенно некогда. А мыслей много.

Курс Юлии Эрц совершенно замечательный, очень рекомендую тем, кто в теме.
Кроме того, я сейчас читаю книжку Барбера, Расмуссен: Детский аутизм и вербально-поведенческий подход, которая мне тоже очень нравится и которую я тоже рекомендую.

Основная идея всей этой теории: если поведение повторяется снова и снова, значит, оно чем-то подкрепляется. Если это поведение нежелательное, то, как правило, достаточно убрать подкрепитель, чтобы оно прекратилось. Казалось бы, все просто, в чем же трудности?

Во-первых, убрать подкрепитель может быть непросто. Пример: когда ребенок хочет в туалет, он снимает с себя штаны. Подкрепление -- то, что его отведут в туалет. Если его не отвести в туалет, он описается. Если отвести, то он так и будет с себя штаны снимать. Кругом засада.

Во-вторых, то, что в одной ситуации является наказанием, в другой ситуации является подкрепителем. Ребенку может совершенно не нравиться, что его ругают. Но в ситуации, когда ему важно привлечь к себе внимание, это может быть самое то. Или вот, из жизни. Мне не нравится, что Петя, сидя за столом, кладет на стол ноги. В качестве наказания я стала вынимать его из стульчика в таких случаях. Теперь, желая вылезти из стульчика, Петя кладет ноги на стол. %)

В-третьих, поведение может быть самоподкрепляющим. Обычно это разного рода самостимуляции. "Почему ваш так ребенок орет, чего он хочет? -- Он хочет орать!" Тут хоть обыгнорируйся, оно само не прекратится. Ну, разве что наступит насыщение.

Да, от этого "дай ему", которое меня дико раздражало, мы, по-видимому, избавились. Наверно, стоит обозначить основные этапы, как.


Проблема. Ребенок просит что-то словами: "Дай ему <желаемый предмет>."
Цель. Чтобы ребенок просил словами: "Дай мне <желаемый предмет>."

1 этап. Формула правильного ответа.
-- Дай ему мороженое!
-- Дай мне мороженое! (Медленно, с расстановкой.)
-- Дай мне мороженое.
Выдать мороженое.

Переход к следующему этапу, когда фраза "Дай мне мороженое" усвоена.

2 этап. Подсказка.
-- Дай ему мороженое!
-- Попроси правильно!/Скажи хорошо!/Как надо просить?/Так не говорят.
-- Дай мне мороженое.
Выдать мороженое.

Если ребенок затрудняется попросить правильно, возвращаемся к предыдущему этапу (сообщаем форму правильного ответа). К следующему этапу переходим, когда усвоено, как именно надо просить правильно.

3 этап. Разделение желательного и нежелательно поведения: гашение нежелательного и подкрепление желательного.
-- Дай ему мороженое.
Игнор.
Если угасает медленно, можно ускорить наказанием: если Димка приходил с этой фразой на кухню, я немедленно выставляла его за дверь.

-- Дай мне мороженое.
Мороженое.

занятия, Дима, ссылки, проблемы, мысли, отчет, Петя, поведенческая терапия

Previous post Next post
Up