Два монаха спорили, глядя на флаг, развевавшийся по ветру, что движется, флаг или ветер?
Случайно услышав их,
шестой патриарх сказал: "Ни флаг, ни ветер не движутся, это движется ваш ум"
======================================================
======================================================
Су Бонг
Из книги "Открытый рот -- уже ошибка"
Рrimary Point Press, 1997
корреспондент: В Школе Дзэн "Кван Ум" мы ставим акцент на том, что Дзэн -- это повседневный ум, ничего особенного. Но, кажется, существует стиль Дзэн, нацеленный на достижение глубокого просветления. Не могли бы вы прокомментировать это различие?
мастер Су Бонг: Что такое глубокое просветление?
корреспондент: Я не знаю, но в других школах, кажется, ставится акцент на достижении просветления. Это мне непонятно. Не могли бы вы пояснить?
мастер Су Бонг:
Когда вы вставая с постели, ставите ногу на пол, это первый момент просветления. Затем вы отправляетесь в ванную и смотрите на себя в зеркало. Это второй момент просветления. (Это то, что вы называете "внезапным пробуждением"). После этого приходит момент просветления чистки зубов. То есть нужно быть внимательным и чистить, чистить, чистить. В моем возрасте самадхи чистки зубов становится очень важным!
Но нет ничего важнее следующего шага, которым становится самадхи кипячения чая.
Я слышал, что поэт Гарри Шнайдер во время Корейской войны хотел посетить Японию, и японские чиновники создавали ему проблемы. В частности, они требовали от него доказательств того, что он американский поэт. Он сел и написал для чиновника по эмиграции стихотворение:
Заваривая чашку зеленого чая, я остановил войну.
Я верю в то, что этот стих стал его визой в Японию. Поэтому самадхи кипячения чая тоже очень важно!
Мы акцентируем момент глубокого просветления, но каждый новый опыт -- это шанс достичь глубокого просветления. Если любой опыт является глубоким просветлением, тогда зачем вообще употреблять слово "глубокое"? Это все равно что водрузить на вашу голову еще одну голову, или, как говорили древние китайские мастера Дзэн, это все равно что пририсовать змее ноги. Даже если вам покажется, что змея выглядит так, как будто ей недостает ног, это не так! Также и слово "глубокое" изначально вовсе не является необходимым. Оно лишнее.
В Лотосовой сутре подчеркнута тема искусной лжи. На трехсот страницах сутры есть несколько притч, в которых главный персонаж либо произносит ложь, либо уловками вынуждает людей сделать то, чего они обычно не делают. Там есть притча об искусном враче, сыновья которого в его отсутствие приняли какие-то его сильные лекарственные препараты. Вернувшись, он увидел, что все они, мучась отравлением, катаются по полу, и приготовил противоядие. Одни из его детей тут же приняли лекарство и пришли в норму, другие отказались его принять. "Мне невыносим его запах. Мне не нравится его цвет."Отравление ввергло их в иллюзию! Они придавали значение дурному запаху и неприглядному для них цвету! Отец сказал им: "Дети, скоро я умру. Сейчас я ухожу чтобы закончить некоторые дела. Лекарство я оставлю у вас." Он ушел и вскоре отправил к детям посыльного, который сообщил: "Ваш отец умер." На самом деле он не умер. Итак, это была ложь, он нарушил одну из пяти заповедей. Услышав эту ложь о смерти отца, они были шокированы и подавлены горем. Они решили, что нужно принять лекарство, оставленное для них отцом. Они приняли его и затем он вернулся. Подобно этому, слова "глубокое просветление" или "сатори" или "кенсе", или другие подобные слова, -- большая ложь. Но это к тому же искусная ложь. Если люди упрямы как ослы, вам нужно бить их, и тогда они будут практиковать! Или же тем, кто любит конфеты, предлагаются конфеты. "Просветление" -- это всего лишь вспомогательное слово. "Просветление" -- это дерьмо быка. "Глубокое просветление" -- это дерьмо слона! "Полное просветление" -- это дерьмо носорога! Но оно помогает некоторым, а потому является лекарством. Проблема в том, что если вы слишком привязываетесь к представлениям о нем, или думаете, что практика должна всегда быть жесткой, упорной и трудной для того, чтобы настал момент глубокого прорыва, тогда просветление преграждает вам путь подобно большим железным воротам.
В традиции Дзэн есть такие высказывания как "даже золотая цепь сковывает", или "даже золотой песок в глазу ослепляет". Золотая пыль более ценна, чем пыль с пола, но какая бы из них не попала вам в глаза, вы все равно не сможете видеть.
Если вы будете слишком привязаны к представлениям о просветлении, это также ослепит вас.
Иногда подходящим лекарством становится интенсивная практика.
Иногда верное лекарство - практиковать легко, или просто позволять практике продолжаться. Иногда верное лекарство - вообще не говорить об этом.
Просто заварить чашку чая для прекращения войны - это верное лекарство, а говорить о глубоком просветлении - это специфический метод. Поэтому некоторым говорится, что они должны сидеть, погружаться в коан, вживаясь в него.