Изобретатели пленки шосткинского объединения "Свема", чтоб вам свадебные фото делать на этой пленке! Сей продукт узнается с первых кадров размытостью, затемнением и отвратной цветопередачей.
Рубеж 1980-х и 1990-х был удивительным временем, когда мастерство и навыки еще не пропиты, руки зудят от обилия возможностей, а эра коммерциализации впереди. В современной России трудно представить себе экранизацию пьесы Максвелла Андерсона "Босоногий в Афинах". Да и кто из местных режиссеров сведущ в античной философии?
Виктору Соколову пришлось работать в сложных условиях, сооружая декорации и костюмы Древней Греции буквально из говна и палок и пытаясь выдать маленькие крымские поселения за величественные Афины. Рынок древнего мегаполиса напоминает уличную торговлю снедью и сувенирами на туристическом пятачке. Сократ оказался более зажиточным чем в реальности, а именно, владел неплохо обставленным домом, имел осла и служанку. С бытовой точки зрения хватает неточностей. Так, Сократ не мог шататься пьяным посреди бела дня, так как греки не пили в одиночку. Тем более, употребление неразбавленного вина - невообразимое нарушение этикета, недопустимое для благородного афинянина.
В пьесе речь идет о приближении Сократа к трагическому исходу, о суде и о казни мудреца. Среди действующих лиц шаловливая гетера; неграмотный, но честный спартанский правитель Павсаний; тиран Критий (Борис Клюев), красивый гордец; Ксантиппа; три доносчика; ученики. Григорий Аредаков не вполне уловил характер философа, у него получился вздорный, немного крикливый старик, шатающийся без дела по городу, больше похожий на Санчо Пансо. За этим образом не видно доблестного война и борца за справедливость. Хотя примеры сократического диалога присутствуют и позволяют представить образ мышления Сократа.
В сцене суда и казни режиссер зачем-то использовал христианские мотивы типа тернового венца на голове Сократа, безмолвных и скорбящих учеников, мученичества.
Удачной находкой стал закадровый голос, повествующий от имени Сократа о событиях его жизни. Акценты были расставлены правильно, без ненужного пафоса, просто и с горечью.