"Зеленая книга" (США, Китай, 2018)

Jun 02, 2021 19:13

Сюжет прост. Чернокожий пианист-виртуоз и композитор Дональд Ширли собирается в опасное турне по южным штатам, где в 1960-х еще действуют законы о расовой сегрегации. В качестве водителя и телохранителя он нанимает Тони, итальянского иммигранта, вышибалу в популярном клубе. В ходе поездки герои сблизятся, разрушат стереотипы и в чем-то поменяют мировоззрение друг друга.



https://www.vanityfair.com/hollywood/2018/12/truth-about-green-book-viggo-mortensen-mahershala-ali

Я не могу дать  "Зеленой книге"  высший балл из-за пробелов в сценарии. Например, в  начале Тони выбрасывает в мусорку бокалы, из которых пили чернокожие рабочие. Затем он спокойно подает руку будущему боссу и в целом не испытывает проблем с общением. Гей-сцена противоречит характеру музыканта, выглядящему аскетом и асексуалом. Попытки облагородить образ полицейских несколько искусственны.
Художник по костюмам мог бы лучше подобрать накладки Вигго Мортенсену. Невооруженным глазом была заметна ненатуральная полнота.

Чем фильм хорош, так это "химией" между главными героями, Тони (Вигго Мортенсен) и Дональдом Ширли (Махершала Али). Удивительно, что столь разноплановый актер, способный сыграть практически всё от смазливого любовника до Фрейда, так и не получил крупных профессиональных наград. Дайте уж Вигго статуэтку! Итальянский акцент, простонародная речь, грубоватые манеры, житейская хитрость - из этих черточек складывается образ парня из бедного иммигрантского квартала. Махершала Али работает в сдержанной манере. Его герой хорошо образован и обладает грамотной речью, аккуратист, сноб, склонный к морализаторству. Оба актера постепенно выделили в своих героях  внутреннюю порядочность, умение держать слово, что и стало точкой соприкосновения между столь непохожими людьми.  Тони не приходит в голову нарушать договор с Ширли и бросить его на полдороги.  Музыкант, несмотря на унижения вроде деревянного сортира и дешевых мотелей, четко следует графику тура.

"Зеленая книга" показалась родственной советскому кинематографу:
1) Отсылка к Ленинградской консерватории. Д-р Ширли упоминает, что получил образование именно там.  Один из членов ансамбля - русский. Сценаристы не могли пройти мимо водки и тоста "На здоровье".
2) Антикапиталистическая направленность. Буржуины в лице звукозаписывающей компании навязывают Ширли репертуар, не приветствуя исполнение классики. С другой стороны, Тони вынужден крутиться целыми днями, чтобы заработать на еду и арендную плату для многочисленной семьи, не имея время для образования и саморазвития.
3) Отечественному зрителю понятен образ копа как источника опасности. Несмотря на встречу с хорошим полицейским, весь фильм не проходит чувство, что от служителей закона лучше держаться подальше.
Нечто подобное могло быть снято в Советском Союзе на тему, как угнетают меньшинства в кап.странах.

Фильм не получил бы "Оскар", если бы проигнорировал основные положения североамериканской идеологии. Во-первых, семейные ценности. Тони кажется зрителем более симпатичным и человечным парнем чем Дональд именно из-за сильной привязанности к семье. Жуликоватый итальянец предан жене, обожает детишек и содержит многочисленную семью, изо всех сил стремясь попасть домой к Рождеству. Даже замкнутый д-р Ширли понимает неестественность одиночества в праздник и стремится присоединиться к тёплой компании.
Во-вторых, США - страна возможностей. Ширли пришлось преодолеть массу трудностей, терпеть бытовой расизм, преодолевать косность провинциального Юга. Тем не менее, он - человек высокой культуры, добившийся талантом и упорством славы и богатства.

кино

Previous post Next post
Up