"Терраса" (Италия, Франция, 1979)

Apr 10, 2021 15:33

На римской террасе происходит вечеринка интеллектуалов, где из раза в раз за вкусной едой идет треп о политике, литературе, кино, религии, порой перестающий в стычки  и даже в легкие потасовки. Отсюда режиссер 5 раз отправляет зрителей  вслед за героями: сценаристом Энрико, журналистом Луиджи, телевизионщиком Сержио, продюсером Амедео, политиком Марио. Когда-то эти ребята были на коне и слыли бунтарями, потихоньку остепенились, перешли в консервативный лагерь и только делают вид, что двигаются в ногу с эпохой, созидают нечто полезное. На самом деле компания застыла в развитии, закостенела внутри, сил только и осталось, что на вкусную еду, перепалки с близкими и легкий флирт с дамами.



Каждого героя характеризует особое отношение с женщинами. Спутницы оказались на редкость прогрессивнее партнеров, ведут насыщенную жизнь и спешат воспользоваться обретенными не так давно гражданскими и политическими права.  Жена неуравновешенного Энрико на редкость благоразумна и терпелива, выполняя функции музы и секретаря одновременно. Эмансипированная Карла, бывшая супруга Луиджи, делает успешную карьеру на телевидении, представляя женское движение. Амедео ради жены с прогрессивными взглядами на искусство изменил своей любви к пошловатым комедиям и взялся работать с актуальным режиссером. Здесь Этторе Скола вдоволь порезвился над коллегами по цену и критиками со стадным мышлением. Марио выстраивает отношения с молодой любовницей по конспирологическим лекалам 1940-х.  Герои откровенно жалки, даже трусливы, не готовы отстаивать свою, пусть и устаревшую позицию.

Итальянцы как никто другой умеют выстраивать картинку, вписывать предметы быта в сцену, заставляя их подчеркивать характер и настроение героя, быть полноправными участниками действия. Внутренняя пустота героев отражается в быте и рабочей обстановке: холодные стены, статусная, но чуждая мебель, безжизненная роскошь загородных домов без теплоты, смеха, семейного уюта.

Молодое поколение, жаждущее сменить стариков, ничуть не лучше. Актуальные режиссеры могут предложить дурацкую экранизацию классики или кровь с кишками. Муж Джованны погружен в работу, забыв о близких.

Размышление о поколении скрашено вкраплениями юмора. Сценарист всю ночь просидел над дорогой печатной машинкой и родил только пустой лист. Коммунист Марио не смог уехать из-за забастовки на железной дороге. Луиджи, не замечая маленького мальчика, уселся смотреть передачу на тему секса.

К недостаткам отнесу тягучесть повествования. Новелла про Сержио показалась самой невнятной и даже лишний, так как перекликалась с историями Луиджи и Амедео.

Посыл вполне современный, в духе феминизма. Женщины жизнелюбивы, энергичны, психологически устойчивы.

кино

Previous post Next post
Up