Фильм ирландского режиссера Брендана Малдауни имеет трудную судьбу и тяжело продвигается на кинорынке. Фильм вряд ли выйдет в российский прокат, а жаль, поскольку в свете нарастающего воинствующего клерикализма обществу не помешала бы прививка от фанатизма.
Смысловым ядром служит противопоставление чистого наивного христианства с главным тезисом "Бог есть любовь" и Церкви как социально-политического института. Монахи в затерянном ирландском уголке искренне молятся Всевышнему, непринужденно интегрируют христианские представления в прежнее мироустройства с верой в фей и духов, бережно хранят святыню - камень Св. Матиаса. В начале 13 в. Рим заинтересовал в продолжении крестовых поход, для воодушевления которых намеревается использовать реликвию, для чего в монастырь прибывает папский посланник с целью изъять ее и доставить Папе.
Действующие лица:
Брат Дармиан (Том Холланд) - юноша, глазами которого мы смотрим на события.
Родители мальчика, вероятно, погибли в многочисленных междоусобицах, ребенка подобрали и воспитали монахи. Мудрый настоятель отправляет его в паломничество с целью инициации. Столкновение с реальной действительностью, полной насилия и войн, должно либо укрепить веру, либо отвратить от нее. Дух должен пройти испытание. Том Холланд, известный по "Человеку-пауку", весьма приличный драматический актер. Его герой умен и пытлив, понимает суть веры, никто не может хитрыми речами и уловками сбить его с пути.
Остальные ирландские монахи, участвующие в паломничестве, изо всех сил оберегают мальчика, ибо, по преданию, взять камень в руки может только обладатель чистой души, не обремененной грехами.
Монахи воспринимают себя как семья, поэтому для них немыслимо пожертвовать кем-то из своих ради предмета (пусть и священного), причинять вред простым крестьянам. Помощь ближнему выше политических соображений, от которых монахи далеки.
Брат Геральд (Стэнли Вебер) - папский посланник, антипод монахов. Что ему заповеди Христа? - Богу угодно то, что угодно Папе и Церкви. Убийства, зверства, предательство не являются таковыми, если делаются по воли Церкви. Режиссер показывает, что Геральд по отношению к мальчику выступает своего рода искусителем, представителем дьявола, пытающегося навязать ему релятивистский взгляд на заповеди, зависящие от интерпретации высших священнослужителей.
Бывшие крестоносцы с посттравматическим синдромом:
Брат Немой (Джон Бернтал) и граф Раймон (Ричард Армитидж). Посттравматический синдром существовал и в 13 веке. Двое мужчин, младших сыновей, прошли через испытание крестовыми походами, выжегшее их души. Наивные юноши, воодушевленные благородной идеей, попали в пекло, прошли через битвы, потери друзей, возможно, пытки. Раймон стал циником, выполняющим религиозные обряды по необходимости. Вера испарилось из души, Раймон действует исключительно из практических соображений. Для младшего сына важнее благожелательность монарха чем папское благословение. С другой стороны, он надеется, что его действия приведут к приостановке завоевания Иерусалима. Раймон не желает никому самой страшной судьбы в мире, судьбы крестоносца. Ричард Армитидж, кстати, охотно принимает участие в проектах, направленных против религиозного фанатизма (см. "Суровое испытание").
Немой пристал к монахам с целью отпущения грехов. Походы превратили его в зверя. Долгое время он смирял плоть, но паломничество и подзуживания Геральда выпустили демона наружу. Немой готов на что угодно ради обещания Небес, ради излечению ноющей совести. Единственная отрада Немого, с которой он отдыхает душой, юный Дармиан. Бывший воин старается сохранить жизнь мальчика, не дать ему совершить смертный грех.
Бог присутствует в картине. Только волю его чувствует один Дармиан.
"Паломничество" заставляется задуматься о Боге и Церкви, совместимости веры и насилия.
"Бог сам уничтожал целые народы - знаем это из Ветхого Завета, - он будет поражать смертью огромные массы людей, в том числе женщин, детей, инвалидов и т.д... Вот не укладывается Христос в рамках этой сю-сю-гуманистической идеологии".
(Это не брат Геральд, это слова нашего современника)