АЗБУКА ФИНАНСОВОГО СУВЕРЕНИТЕТА - 2

Oct 05, 2011 15:02

Полная версия статьи опубликованной в «Эксперте»

Понятие «качественные характеристики денег». «Дешевые - созданные» и «Дорогие - заработанные» деньги.

Для подавляющего большинства людей, деньги лишь инструмент обмена - «купилки». Мало кто из них знаком с множеством других их функций и еще меньше задумывалось над их природой - откуда они берутся, кто и как их создает, и почему одни деньги обладают преимуществами над другими. На деле же, деньги отличаются друг от друга не только по названию, номиналу и стране происхождения, но и по качественным характеристикам, от которых зависят их функциональные возможности, что редко попадает в сферу внимания экспертов. Мы попытаемся восполнить этот пробел и пролить свет на такие, практически отсутствующие в России понятия как природа денег и их качественные характеристики, играющие определяющую роль в современной межгосударственной конкурентной борьбе.

В народном сознании качественные характеристики валют нашли свое отражение в конце 80-х - начале 90-х, когда утвердились представления о «твердом» долларе, и «деревянном» рубле. Многие еще помнят, как в начале 90-х, когда Россия распахнула двери своего валютного рынка, американский доллар, хлынув на него и быстро вытеснив рубль, стал доминирующей валютой. Причиной поражения рубля на его же «поле», было именно его низкое качество. Но от чего зависит качество денег? Как их качественные характеристики влияют на их функции? Отражаются ли они на процессе образования капиталов номинированных в данной валюте? Если да, то как, и отражается ли это на конкурентоспособности капиталов? Ну и самое главное - влияет ли качество денег на конкурентоспособность экономики и самого государства, эмитирующего их?

Все перечисленные вопросы более чем серьезны хотя бы потому, что без знания ответов на них, в принципе невозможно построить эффективную экономику и конкурентоспособное государство.

Как известно, первичными эмитентами денег являются центральные банки государств. Множество факторов влияет на качество их продукции - денег, но основным является их себестоимость, зависящая от методов их создания. Развитые страны значительную часть своих денег СОЗДАЮТ с помощью финансовых технологий на базе своих финансово-банковских систем. Речь идет не о банальном печатном станке, а о комплексе институтов, ведомств и структур, как государственных, так и частнокорпоративных, деятельность которых регулируется развитым законодательством, и, подобно деятельности военно-промышленного комплекса, координируется одним центром и осуществляться на уровне государственной политики. Архитектура развитых системы сложна и многофункциональна, и вот лишь небольшой перечень решаемых ею задач: создание и поддержание в стабильном состоянии национальной валюты, создание условий для образования национальных финансовых капиталов; создание новых финансовых институтов, механизмов и инструментов; формирование, поддержание в функциональном состоянии и обеспечение развития рынка финансовых активов; обеспечение оборота самых различных имущественных прав и основанных на них вторичных финансовых инструментов и т. д.

Система позволяет формализовать и вовлечь в процесс экономических отношений максимально возможный объем ресурсов, которыми обладает страна: интеллектуальных, трудовых, информационных, сырьевых, земельных и т.д., и формировать на их основе активы, питающие мощь национальной финансовой системы, дающих ей способность аккумулировать в себе еще больше стоимости. При правильной организации этого процесса, он становится процессом с положительной обратной связью: чем больше национальных богатств преобразовано в товарную массу в виде ценных бумаг и вовлечено в экономический оборот, тем больше денежной массы требуется для их обслуживания, что открывает дополнительные возможности для увеличения национальной денежной базы. Рост денежной базы интенсифицирует процесс образования финансовых капиталов, что в свою очередь стимулирует инвестиционную деятельность и экономический рост, а так же укрепляет финансовый рынок. Чем сильней финансовый рынок, тем больше реальных ресурсов он подчиняет себе, становясь еще сильнее. Так сильные финансовые системы могут подчинить страны, обладающие значительными реальными богатствами, но не обладающие финансовыми ресурсами, при этом их богатства становятся дополнительным обеспечением эмитируемых финансово-сильными странами валют, а сами эти валюты становятся средствами международных расчетов.

Самое важное при этом, что деньги развитых стран, в буквальном смысле СОЗДАЮТСЯ, и их себестоимость, с точки зрения трудозатрат и расходов их создателей, практически нулевая.

Деньги финансово неразвитых стран (в том числе и России) и большинства развивающихся создаются преимущественно на основе принципа, заложенного в политику currency board - через покупку их центральными банками валют развитых стран. Созданные с помощью подобного метода деньги оказываются весьма дорогими «ЗАРАБОТАННЫМИ», поскольку на их себестоимость, помимо затрат на производство и обслуживание их оборота, ложится еще и себестоимость продукции, за которую была получена выкупаемая при их вбросе в рынок валюта развитых стран. Данное обстоятельство делает неконкурентоспособными как сами создаваемые таким образом валюты, так и номинированные в них капиталы, что обессмысливает в этих странах процесс образования капиталов и делает их зависимыми от иностранных инвестиций,и это - не единственный ущерб, наносимый таки образом финансово неразвитым странам.
Известно, что самым доходным бизнесом государств является создание денег, при котором оно получает эмиссионный доход - «сеньораж», - разницу между стоимостью их производства и номиналом, возникающую при первой транзакции, когда деньги, наличные или безналичные, только выпускаются в обращение. В развитых странах, где центральные банки создают деньги через покупку национальных долговых обязательств или прямое кредитование национальной банковской системы, первая транзакция, если она касается долговых обязательств, осуществляется исключительно с контрагентами-резидентами, что позволяет оставлять сеньораж внутри страны и обеспечивать его работу на благо своего общества. Если же она осуществляется с нерезидентами, то лишь в обмен на реальные ресурсы, что позволяет: 1. осуществляя неэквивалентный обмен, эксплуатировать народы других стран, и за счет эксплуатации их труда повышать уровень эффективности своих экономик; 2. практически, без затрат, увеличивать объем национальных богатств. И понимая, что именно создание денег является главным фактором обеспечивающим эффективность и конкурентоспособность национальных экономик, следовательно и самого государства, и, что важнейшей фазой в процессе создания денег является первая транзакция, власти финансово развитых стран ревностно следят за тем, чтобы она обеспечивала сохранение эмиссионного дохода внутри страны.
В странах же создающих деньги через покупку иностранной валюты, складывается принципиально иная ситуация. Поскольку первой транзакцией при выпуске их денег является покупка их центральными банками иностранной валюты, то возникающий при этом сеньораж уходит в пользу стран, валюта которых выкупается.
В странах же создающих деньги через покупку иностранной валюты, складывается принципиально иная ситуация. Поскольку первой транзакцией их денег является покупка их центральными банками иностранной валюты, то возникающий при этом сеньораж уходит в пользу стран, валюта которых выкупается. Ну а самое главное - это позволяет лишать конкурентоспособности национальные валюты неразвитых стран ставить их в зависимость от внешних инвестиций, в результате чего, объектами освоения иностранных капиталов оказываются их национальные богатства.
По сути, currency board является ничем иным как современным, монетарным методом колониальной эксплуатации народов с и овладения богатствами народов с низкой финансовой грамотностью.
Из сказанного можно сделать вывод, что одним из ключевых факторов, определяющих успех в межгосударственной экономической и политической конкуренции является качество денег, и, что ключевыми словами, определяющими разницу между ними являются - «СОЗДАННЫЕ» и «ЗАРАБОТАННЫЕ». Чтобы было ясно, о чем идет речь, можно провести грубую, но наглядную аналогию.

Есть такое понятие - «отмывать деньги». Суть этого криминального процесса в том, что под реальные, нелегально полученные деньги создается некий фиктивный объем труда, существующий только в бухгалтерии, и который, по бухгалтерии, является причиной их появления.

Процесс денежной эмиссии, осуществляемый развитыми странами, похож на этот процесс, но, как бы в «зеркальном отражении». Суть его в том, что созданные развитыми странами изначально фиктивные, фиатные, не обеспеченные ничем деньги, «отрабатываются» развивающимися странами, куда они попадают, и, наполняясь их ресурсами и трудом их народов, становятся реальными.

По сути, это обратная сторона упомянутой ранее положительной обратной связи: чем сильнее развитые страны, создающие финансовые активы, благодаря которым вовлекаются в оборот реальные активы, тем слабее развивающиеся страны, из бюджета которых вымывается созданная ими добавленная стоимость, и их национальные валюты вытесняются с финансового рынка.

Именно это противоречие между развитыми и развивающимися странами является сегодня основным международным противоречием. Оно заключается в сложившейся в результате финансовой конкуренции системе международного разделения труда, в которой развивающийся мир все больше и интенсивнее работая, накапливает долги развитого мира в качестве сбережений, а развитый мир - все больше занимается перераспределением богатства, понятное дело - в свою пользу. И это противоречие порождает все больше долгов, которые мертвым грузом ложатся на балансы банков развитых стран и, похоже, уже никогда не будут выплачены.

«Секрет» процветания стран развитого мира не в особой производительности их народов, и не в политической системе, которая является не причиной процветания, а следствием. «Секрет» - в масштабном производстве денег и финансовых капиталов, обмениваемых на товары и ресурсы развивающихся стран. Это дает развитым странам возможность сосредоточиться на капиталоемких инновациях, всегда оставаясь лидерами научно-технического прогресса и экспортерами технологий, которые прилагаются к экспорту их капиталов. Располагая неограниченными (в сравнении с развивающимися странами) возможностями, они могут позволить себе вести избирательную конкурентную борьбу, субсидируя отрасли экономики, которые они считают для себя более важными и обязательными, для сохранения их под своим контролем.

Именно упомянутое выше противоречие между развитыми и развивающимися странами и лежит в глубинной основе продолжающего свое вялое течение мирового кризиса, окончательный выход из которого будет зависеть от того, как оно будет разрешено. Можно с уверенностью сказать, что страна, которая первая осознает это противоречие и найдет выход из сложившейся ситуации, может стать локомотивом, который вытянет мир из нынешнего кризиса и претендовать на одну из ведущих ролей в Новом Мире.

Роль финансовых инноваций в межгосударственной конкуренции

Несмотря на то, что инновациями охвачены все виды человеческой деятельности, в России термин «инновации» употребляется в основном применительно к научно-технической сфере. Но, как показывает практика, наибольший экономический эффект от их внедрения достигается в финансовой сфере.

Поскольку финансы являются самым рентабельным из всех существующих видов продукций, производство и экспорт денег и финансовых капиталов, стало самой быстроразвивающейся в мире сферой экономической деятельности. В результате, именно финансовый бизнес оказался наиболее восприимчивым к инновациям и самой быстро совершенствующейся сферой мировой экономики. Причем, совершенствуются не только финансово-банковские системы государств, качество национальных валют и методы создания капиталов, но и способы захвата с их помощью национальных рынков и мировых богатств. Почти безграничные возможности открылись с появлением компьютерных технологий, позволивших практически исключить из сферы финансовой деятельности такие фундаментальные факторы как пространство и время. Современные электронные системы позволяют мгновенно заключать сделки в любое время суток и в любой точке мира, где есть соответствующая инфраструктура. Первыми, внедрив соответствующие технологии и обеспечив себе наиболее благоприятные условия для создания конкурентоспособных финансовых капиталов и наращивания денежного оборота, США, в начале 90-х стали безоговорочным мировым лидером. И интенсифицировавшаяся долларизация мировой экономики была связана не только и не столько с крахом СССР и советской сферы влияния, сколько с новыми технологическими возможностями, гораздо эффективней конкурентов использованных американцами.

Поскольку современная конкуренция между государствами ведется на уровне экономик, интенсивное развитие которых возможно лишь в условиях финансового изобилия, то фактором определяющим исход межгосударственной конкурентной борьбы является качество национальной финансово-банковской инфраструктуры. Как уже отмечалось выше, межгосударственная финансовая конкуренция, это перманентная война, и потому, в полноценном государстве, все, что связано с финансами должно быть организованно и функционировать так же, как организована и функционирует система военной безопасности. Национальная финансово-банковская инфраструктура должна быть единой, управляемой из одного центра системой, включающей в себя все финансовые институты, ведомства и структуры страны, обеспечивающая решение следующих задач:

• создание качественной национальной валюты и ее поддержание в стабильном состоянии;

• насыщение рынка и экономики денежной массой в объеме, необходимом для их полноценного функционирования и развития;

• создание условий интенсивного образования качественного национального капитала, необходимого для обеспечения развития страны, и способного быть инструментом финансовой защиты и экономической экспансии.

Наиболее сложными проблемами на пути решения этих задач являются: стерилизация уже созданной денежной массы, без чего невозможно осуществление непрерывной эмиссии в безинфляционном режиме, регулярное получение эмиссионного дохода и финансовая экспансия, а так же создание товарной массы и активов, необходимых в качестве обеспечения растущего объема денежной массы. Финансово развитые страны решают их с помощью постоянно совершенствующихся технологий и методологий.

Протекционистские войны. Шансы России в протекционистских войнах

Рост конкуренции между национальными экономиками спровоцировал ужесточение еще одной, давно известной формы противостояния между государствами - протекционистских войн, которые каждая из участвующих в них стран ведет по-своему. Развивающиеся страны способны лишь защищаться, создавая дополнительные таможенные барьеры на пути доступа к своим рынкам и сдерживая рост уровня жизни своих граждан с целью снижения себестоимости своей продукции и повышения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Развитые же страны, решают эту задачу масштабным субсидированием экономики, осуществляемым на разных уровнях и в разных формах, зачастую скрытых. Это гораздо эффективнее, поскольку позволяет не только защищать свои рынки, но и, захватывая чужие, осуществлять экономическую экспансию.

Но для государств, несущих основную нагрузку при субсидировании, первостепенное значение имеют не только объемы дотационных сумм, но и происхождение денег, которыми оно осуществляется. Преимущество имеют страны, дотирующие свои экономики дешевыми, созданными деньгами. Попытка конкурировать с ними с помощью заработанных денег бессмысленна и опасна, поскольку обрекает страны, осуществляющие их, на поражение от экономической перегрузки, примером чего могут служить ситуация сложившаяся в Беларуси, а так же печальная судьба, ранее постигшая СССР.

В силу объективных причин, на любую продукцию, произведенную в странах подобных России по географическим и природно-климатическим условиям, дополнительным бременем ложатся большие, чем у конкурентов транспортные и энергетические расходы. В результате, при всех прочих равных условиях, экономика таких стран, а со временем и сами страны, оказываются неконкурентоспособными. И в этой ситуации, единственным выходом для них остается системное, масштабное субсидирование, которое имеет смысл осуществлять лишь дешевыми, созданными деньгами. И чем ниже себестоимость денег, тем выше конкурентоспособность национальных экономик, соответственно, и самих государств. При субсидировании же экономик деньгами, созданными на основе currency board, при котором, чем больше создается денежной массы, тем больше «дани» в форме эмиссионного дохода приходится платить конкурентам, дотирование оказывается не только бессмысленным, но и самоубийственным.

Заключение.

В своей речи на Петербургском экономическом Форуме, Президент Дмитрий Медведев отметил, что угроза конкурентоспособности российской экономики в целом, существует. Но к общеизвестным угрозам на наш взгляд, следует добавить еще одну, самую важную с экономической точки зрения - неразвитость финансово-банковской системы, следствием чего является отсутствие российского национального финансового капитала, критическая зависимость российской экономики от внешних кредитов и инвестиций, а так же эксплуатация ее народа с помощью финансовых методов типа currency board, неуклонно снижающих конкурентоспособность государства Россия. В этой связи, нам представляется необходимым пересмотр принципа функционирования национальной финансово-банковской системы и создание принципиально новой финансовой политики государства. И первым шагом, на наш взгляд, должно быть создание «Финансовой Доктрины России»

Россия - экономика, Мировые финансы, Мои доклады и статьи, Мировая политика

Previous post Next post
Up