Почему-то и в обоих мировых войнах и в испанской войне самыми результативными асами становились немцы - видимо, есть что-то такое в национальном характере - тяга к высоким материям. В Рихтгофене самое интересное - то, что он часто сбивал противников, которые летали на лучших самолетах, чем у него самого.
Но фильм мне не понравился. Во-первых, актер совершенно не похож внешне.
Во-вторых, имеется некоторый момент политкорректного маразма; Рихтгофен не был таким "пацифистом", каким его изобразили - службу он начинал как кавалерийский офицер. Никакой "безбашенности" в его характере не было. Он предпочитал только самую рациональную тактику - "не можешь победить - удирай". Но это - вовсе не от пацифизма. Это был человек с железными тросами вместо нервов. Его младшего брата Лотара описывают как более сильного пилота по части воздушной акробатики, этого в фильме тоже нет.
В-третьих - ничего не говорится о том, что после ранения в голову у Рихтгофена изменился характер - до этого он не гонялся за отдельными противниками (это его в конечном счете и подвело). Насчет того, как он погиб, есть разные версии. С уверенностью можно сказать только то, что его сбили над британскими позициями. В воздухе или с земли - вопрос открытый. В основном пишут, что с земли.
В первый раз его сбили тоже англичане, с которыми он, собсно и воевал - в списке его побед все фамилии - английские. Похоронили его со всеми почестями, но потом несколько раз вынимали из земли, перемещая то туда то сюда. После его смерти командование его частью, которая считалась лучшей в германских ВВС, перешло к Вильгельму Рейнхарду, а после гибели того в катастрофе транспортного самолета - к Герману Герингу (который тоже был знаменитым асом и сбил 22 самолета).
Впечатляющие моменты все-же есть - воздушные бои и рассказ раненого, который увидел в газете статью про Рихтгофена - "а я его видел, он махал нам". Пишут, что появление знаменитых асов над позициями производило сильный эффект. В те времена действительно можно было разглядеть, если летчик машет тебе из кабины.
Наблюдение боя истребителей, видимо, производило на пехотинцев такое же впечатление, как на средневековых копьеносцев наблюдение за боем рыцарской кавалерии. Да и обычаи воздушных боев тоже часто напоминают обычаи рыцарей ("мы - спортсмены, а не браконьеры") - стреляют не по человеку, а по самолету, выпрыгнувшего с парашютом - не добивают. Хотя поначалу парашютов, конечно же, не было.
А где-то внизу в это время сидел в окопе ефрейтор по фамилии Гитлер...