Мише недавно повесили над кроватью новую лампу. Выключаю ее на ночь, в ответ он выдает:
- Неееет! Я так наделся что бра светить мне будет..
- до утра! - обрадовалась я и стала вдохновенно импровизировать под Мишин хохот:
- Я обожаю эту бру! Она погаснет - я умру!
И как без названной сестры не представляю жизнь без бры!
Свети же мне, меня согрей! Ты лучше всех на свете брей!
Ты так мудра и так добра, моя возлюбленная бра!
и т.д.
Вообще, я давно уже хочу написать, как я научилась рассказывать сказки. Первые мои опыты были плачевны. Я была совершенно разбалована старшим ребенком, который с самого детства слушал книжки. А Мишка книжки воспринимал очень посредственно и просил "расскажи мне сказку, которой не было".
Это было тяжко. Но со временем пришло озарение.
Вот краткое руководство по рассказыванию сказок на ночь.
1. Аудитория. Первые опыты советую проводить с количеством детей больше одного. Причем желательно, чтобы хотя бы один из детей был не твой собственный. Сойдет и взрослый, кстати. По неизвестной причине (хотя может быть это просто банальное тщеславие), своему ребенку один на один рассказывается куда менее вдохновенно.Не так велико желание поразить слушателя своими умениями - и не так стыдно за собственное бессилие, и кончается это халтурой. Кроме того, когда тебя слушает целая компания, гораздо легче использовать самый примитивный и эффективный прием сказочника - интерактивность.
2. Интерактивность. Незаменимый прием, когда фантазия начинает буксовать, а она начинает это делать буквально в самом начале, после того, как герой вышел из дома и отправился в Опасное Путешествие (этот сюжет, бьюсь об заклад, вы будете использовать чаще всех других).
" И тут Маленький Козодой увидел высоко на дереве - кого же он увидел? Ну конечно Ивана Царевича. Иван Царевич залез на дерево не просто так. У него было важное задание. Василиса Премудрая попросила его - что? Конечно, помочь белочке Вертихвостке достать маленького бельчонка, который решил прыгнуть с самой высокой сосны на парашюте из лопуха и застрял в густых ветвях..."
Интерактивность побуждает к назидательности, и вы выиграете пару минут, обсуждая, насколько разумно прыгать с зонтиком с подоконника, отчего у вас возникнет приятное воспитательное чувство.
3. Герои. Важно избежать соблазна начать сказку со слов "Жил был один котенок". Поверьте мне - это как раз то, что лезет в первую очередь. И это совершенно тупиковая ветвь - она приведет вас к т кукольному мультику, которые мы все так ненавидели в детстве. Поэтому если сакраментальная фраза все же слетела с языка, надо немедленно спасать ситуацию при помощи экзотизации героя. Тут надо применить ложную интерактивность, потому что настоящая вам еще не раз пригодится, и надо приберечь ее для более трудных случаев. Пусть заинтригованная аудитория перебирает варианты. Отметайте все лежащие на поверхности, типа: "у него не было хвоста", качайте головой, беспардонно присваивайте удачные варианты, но не сдавайтесь слишком легко." Потому что он умел гавкать? Нет, это не он, это его двоюродный брат из деревни Барабулькино умел гавкать, и мы о нем еще услышим!" Наконец, сознайтесь, можно в самой неожиданной ерунде, прибегнув к бряканью. Этот прием помогает самого себя поставить в паническое положение и выкручиваться, а это стимулирует фантазию. Ну, скажем: "В том-то и дело, что на вид это был вроде бы обычный котенок, но у него было совершенно необычное имя. Его звали Маленький...Козодой! ("почему козодой? какой ужас?! как вообще выглядит козодой?!" - стучит у вас в голове). А все потому, что этот котенок научился доить козу! От обычного молока у него болел живот - так, кстати, бывает не только у котят , но и у детей и называется "непереносимость лактозы" (тут опять возникает приятное воспитательное чувство, и на волне этого чувства можно продолжать сюжет, тем боле, что из него теперь можно вытягивать нитки в разные стороны). Коза в этой округе была всего одна - как раз в деревне Барабулькино (тут мы накинули петельку и протащили уже имеющийся креатив, что очень важно в вывязывании сюжета). Козу держала такая старая бабушка, что она не умела доить свою козу - и все покупатели молока добывали его сами. И у нашего Маленького Козодоя был два своих бидончика, сделанные из коробочек от киндер-сюрпризов, и он набирал в них молоко."
4. Бродячий Сюжет. Путешествие и Приключение - основа сказки на скорую руку, потому что задают начало и конец, и на дорогу, как на шампур, нанизываются все события. Дети сами не дадут забыть о цели путешествия, даже когда вы унесетесь в какие-нибудь сказочные дебри, за тридевять земель от Барабулькина (кстати, дурацкие названия обожаемы детьми, и тут надо не мудрить и просто брать первое попавшееся слово, в котором прглядывает "буль-буль", "ква-ква", сочетания тють, сяв и прочие глупости, старательно обходя неприличности вроде попок и пипок, потому что дети будут смеяться, но уважать перестанут).
"Итак, Маленький Козодой, чтобы добыть себе немного молока, вынужден был ходить в Барабулькино - далеко-далеко, за два километра! Помните, как долго нам пришлось идти на озеро летом на даче? А ведь это был всего один километр! А лапка у котенка такая маленькая, желудок не больше наперстка, а идти приходилось через большой лес!"
5. Лес. Идеальное место, ибо там и леший бродит, и кто только на ветвях не сидит. Отличная штука для нагнетания настроения - когда герой входит в лес, надо немедленно делать загадочный голос и этак поводить руками. Кроме того, в лесу много деталей.
6 Детали. Это ключевое понятие в сказке. Тот, кто постиг искусство нанизывания деталей - почитай научился порождать сказки любой длины. Детали - это гиперссылки, которые позволяют уводить рассказ куда угодно. Детали позволяют тянуть время, в них содержатся ростки для дальнейшего сюжета. И самый первый и простой путь - идти в пейзаж. Назовем это тургенев-эффект (не путать с
этим).
7. Тургенев-эффект. Не обязательно, подобно родоначальнику приема, упоминать растения, о которых надо справляться в ботанической энциклопедии. Достаточно самый привычных, самых простых описаний. "Маленький Козодой вошел в лес и поначалу легко бежал по зеленой травке. Стояло прекрасное лето. Деревья были такие тенистые, что слнце проникало сквозь них и ложилось на травку желтыми монетками. Маленький Козодой ("господи, какое идиотское прозвище!") решил бежать по этим теплым монеткам и не заметил, как углубился в самую чащу. Лес становился все темнее, и казалось, небо заволокло тучами"...
Погода - сама по себе сюжет ( сегодня, например, удалось провернуть отличный сюжетец на одной погоде, Бараш из смешариков, вышедший гулять без зонта, сочинял заклинания на все возможные виды погоды, которые сыпались на его кудрявую голову, и наряду с лихими экспромтами для скорости пошли в дело откровенные плагиаты, вроде "дождик-дождик перестань, отправляйся ты в рязань, отправляйся в воркуту - траттата и тутуту")
8. События. События должны начинаться со слова вдруг или и вот однажды. Как правило - это встреча с новыми персонажами, которые вносят в сюжет новые миры. Упомянутый выше Иван Царевич может носить свою Василису в виде лягушки в кармане, избушка может неожиданно оказаться на
собачьих ножках, и прочее-прочее. Бельчонок со своим лопухом может навязаться в друзья котенку, в лесу может оказаться подземный ход в другой лес или прямо в Барабулькино - словом, чем неожиданнее и круче повороты, тем круче сказка в глазах ребенка.
9. Завершение. Конечно, усталые но довольные герои должны возвращаться домой - ну, в крайнем случае, добираться до поставленной цели. В конце путешествия еще может произойти диалог с козой или бабушкой, обязательно - разговор с кузеном, который лайяй: " Вы еще помните про двоюродного брата нашего котенка? Двоюродный брат, еще можно сказать - кузен , звался Шарик.Маленькому Козодою всегда было трудно общаться с кузеном Шариком. Тот вырос среди собак, имя носил собачье и повадки у него были тоже совершенно непонятные. Например, он вилял хвостом, когда радовался, а кошки виляют хвостом, когда сердятся. К тому же Маленький Козодой, который хорошо знал козий язык, очень плохо знал собачий - и иногда совершенно не понимал своего родственника "(далее следует путаница). Сказка на ночь должна кончаться засыпанием героя - это важный момент, потому что он отрубает у маленьких жуликов возможность вставить после завершающей фразы "и вот однажды" или "но вдруг". Не советую использовать метод Шахерезады и обещать продолжение - одни и те же герои, особенно слегка убогенькие, как в приведенном сюжете, вам наскучат очень быстро.
10. Простые решения.
Есть два продуктивнейших метода, которые под силу даже новичку:
"Путаница" . Герой страдает амнезией, курочки закрякали, в общем все, что позволяет ребенку чувствовать себя оплотом здравомыслия. Восстановление порядка из хаоса - при условии, что в кавардаке дали побыть достаточно долго - это тоже очень простое и полезное приключение.
и подвид путаницы, на самом деле еще более простой в исполнении:
"Судьбы скрещенья" - наложние одной известной сказки на другую. Волк из "Ну Погоди" с его неудачливостью, попавший в Красную шапочку, Смешарики в гостях у Симпсонов, Три поросенка в Стране невыученных уроков - любое сочетание взрывает мозги изнутри и вызывает азарт соединить материю с антиматерией.
Уф. Вот такое руководство получилось - неожиданно для меня самой.