Окончание
Заслуга Сталина (и его окружения) в том, что он понял - без «вертикального» человека, укорененного в своем историческом бытии, не будет человека, вообще. И не будет никаких побед: ни трудовых, ни военных, ни духовных. Он почувствовал и воспринял общественные чаяния, общественный запрос.
Г. Федотов писал в эмиграции в начале 1936 г.:
«Начиная с убийства Кирова (1 декабря 1934 г.), в России не прекращаются аресты, ссылки, а то и расстрелы членов коммунистической партии. Правда, происходит это под флагом борьбы с остатками троцкистов, зиновьевцев и других групп левой оппозиции. Но вряд ли кого-нибудь обманут эти официально пришиваемые ярлыки. Доказательства «троцкизма» обыкновенно шиты белыми нитками. Вглядываясь в них, видим, что под троцкизмом понимается вообще революционный, классовый или интернациональный социализм.
Насилие над душой и бытом человека, творившееся в его семье, в его углу, - было мучительнее всякой нищеты и политического бесправия.
Право беспартийного дышать и говорить, не клянясь Марксом, право юношей на любовь и девушек на семью, право родителей на детей и на приличную школу, право всех на «весёлую жизнь», на ёлку и на какой-то минимум обряда - старого обряда, украшавшего жизнь, - означает для России восстание из мёртвых…
Борьба сказывается во всей культурной политике… В школах отменяется или сводится на нет политграмота. Взамен марксистского обществоведения восстановляется история... В трактовке истории и литературы объявлена борьба экономическим схемам, сводившим на нет культурное своеобразие явлений.
Россия, несомненно, возрождается материально, технически, культурно. Одно время можно было бояться, что сознательное разрушение семьи и идеала целомудрия загубит детей... Мы слышали об ужасающих фактах разврата в школе… С этим, по-видимому, теперь покончено…
Школы подтянулись и дисциплинировались.
Нет, с этой стороны русскому народу не грозит гибель…
Строится, правда, элементарное, но уже нравственное воспитание.
Порядок, аккуратность, выполнение долга, уважение к старшим, мораль обязанностей, а не прав… - таково содержание нового нравственного кодекса. Нового в нем мало. Зато много того, что еще недавно клеймилось как «буржуазное».
В значительной мере реставрировано десятословие.
И тот коллектив, которому призвана служить личность, уже не узкий коллектив рабочего класса - или даже партии, а НАЦИИ, РОДИНЫ, ОТЕЧЕСТВА, которые объявлены СВЯЩЕННЫМИ.
Марксизм - правда, не упраздненный, но истолкованный - не отравляет в такой мере отроческие души философией материализма и классовой ненависти.
Ребенок и юноша поставлены под непосредственное влияние благородных традиций русской литературы. Народ перестал чувствовать себя голым зачинателем новой жизни, будущее связывается с прошлым… В удушенную рационализмом, технически ориентированную душу вторгаются влияния и образы иного мира, полнозвучного и всечеловечного, со всем богатством этических и даже религиозных эмоций. Этот мир уже не под запретом.»
Добавим, что преподавание истории в школах и ВУЗах было восстановлено только в 1934 году.
А. Толстой написал в 1938-м:
«Достоевский создавал Николая Ставрогина («Бесы»), тип опустошенного человека, без родины, без веры, тип, который через 50 лет предстал перед Верховным судом СССР как предатель».
Кредо «бесов» Федор Михайлович выразил кратко и точно:
«Заставим его (народ) устыдиться своего прежнего… Он застыдится своего прежнего и проклянёт его. Кто проклянёт своё прежнее, тот уже наш - вот наша формула!».
«Бесы» вам объяснят, что объективно понятия "русский" и "Россия" - это, дескать, символы порабощения властью собственного народа, прикрываемые патриотическими лозунгами о великом Отечестве. И не более того.
И что все победы вашего народа - это на самом деле победы народа над самим собой, доказывающие, что за своего «хозяина-эксплуататора» он готов порвать кого угодно, отстаивая право «хозяина» на управление им.
А западная русофобия - это всего лишь благородный страх Запада перед вашей «тысячелетней парадигмой несвободы». Здесь леваки от либералов неотличимы.
Вы, возможно, спросите их:
- Ну, а если мы отречемся от многовекового нашего опыта, т. е. от всей нашей истории и культуры, в которых заключена, как вы говорите, замкнутая дурная рабская бесконечность (по выражению А. Яковлева «тысячелетняя парадигма несвободы), что мы получим?
- Счастье на века!
- А где вы его для нас возьмете?
- А мы является носителями единственно правильного учения. Мы пролетариат. Вот видите - «Критика Готской программы». Здесь авторитетно написано, что по сравнению с нами (прогрессивным пролетариатом) все остальные классы сливаются в одну реакционную массу.
- Но с какого бодуна вы - пролетариат, если вы никогда у станка не стояли. Реальные работяги до такой омерзительной хрени никогда бы не додумались.
И можете не стесняться в выражении ваших чувств - это не будет антисоветизмом или антикоммунизмом.
Ибо перед вами не «советские» и не коммунисты. Перед вами новая реинкарнация «бесов» 20-х - начала 30-х годов.
Вон у Л. Толстого «графинечка» Наташа Ростова, в шелка и бархат разодетая, воспитанная француженкой, и та «всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала» русский дух и смогла понять то, что было «и в Анисье, и в отце Анисьи, и в деде Анисьи» и «во всяком русском человеке».
А вы чё «всосали», господа леваки?
(Воспитанные в советской (!) школе).
Вы чё вкурили-то?
И вроде бы дышат русским воздухом, а выдохнуть норовят всякую гадость.
«Минин и Пожарский - защитники торгового капитала, подавившие крестьянскую революцию… Александр Невский... оказал ценные услуги новгородскому торговому капиталу... подавлял волнения русского населения, протестовавшего против тяжелой дани татарам…»
И все их «концепции», имеют, прежде всего, проекцию в день сегодняшний. Это не просто отвлеченные рассуждения. Это актуализация "истории". Это "проекции"...
На кой хрен, дескать, мужики в 1812 году защищали от французов свое крепостное рабство? Олигархов защищали. Что они получили от этого? Воюют-то только за светлое будущее.
Прямо как наши либералы советской эпохи: «В наших советских магазинах в лучшем случае три сорта колбасы (если она, вообще, есть), а в ФРГ - 100 сортов; так кто же кого победил?»
Впрочем, бес с ними, с «бесами», вернемся к русской цивилизации.
Захар Прилепин (кажется, он) рассказывал о поездке с писательской делегацией в Индию. За «круглым столом» наши писатели (сплошь либеральные) начали взахлеб рассказывать о нашем «освобождении от тоталитаризма», о «вхождении в семью цивилизованных народов». Тогда индийские интеллектуалы начали с брезгливым видом вставать и уходить.
Индийцы нам, советским, завидовали. Они страшно хотели бы такого же успеха. Но они понимали, что они другая цивилизация. Совершенно другая. И из нашего опыта к ним практически ничего не применимо. Наш опыт вдохновлял их, но не более того. Они понимали, что наш успех был не столько марксистским, сколько цивилизационным.
СССР - в своем «устаканившемся» виде - это определенная фаза бытия русской цивилизации, а вовсе не ее отрицание.
Кардель (или Джилас?) вспоминал, что Сталин, принимая в Кремле югославских коммунистов, много говорил о славянском единстве, об общей истории, и ни слова о «мировой революции».
Тито и его окружение на тот момент были типичными леваками. Разрыв Москвы и Белграда в 1948 году произошел после закрытого заседания Политбюро югославских коммунистов.
« Восстановление русских национальных традиций - это проявление великодержавного шовинизма. Празднование 800-летия Москвы отражает эту линию. Они будут противиться строительству социализма, поскольку в стране происходит глубокое перерождение.
СССР - это препятствие к развитию международной революции».
И при этом члены югославского Политбюро высокомерно подчеркивали, что в СССР господствует малокультурье, что они, югославские коммунисты - образованные европейцы, и не могут быть поняты восточными варварами.
(Цивилизационное сильнее классового).
А ведь Достоевский предупреждал:
«По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому - не будет у России и никогда еще не было таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!.. Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь... именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают».
Прошло немного времени, и югославские коммунисты стремительно ушли вправо. Потянулись на Запад. Туда же потихоньку потянулись и все прочие восточноевропейские славяне и неславяне.
Цивилизационное сильнее классового.
И забыли югославы про свою «международную революцию», ибо левацкие идеи разрыва с прошлым, которое, дескать, мешает созидать «нового человека», нигде не могут существовать долго.
Они - само воплощение общественной смерти.
Дальше всего по этому пути удалось пройти в Кампучии.
P.S. Надеюсь, люди, знакомые с логикой, понимают, что данный пост вовсе не проповедует смирения перед социальной несправедливостью. Так сказать, "классового смирения". И не призывает любить те наши социальные слои, которые этой любви не шибко достойны.
Речь о приоритетах...