Прочел в Дзене пост Егора Холмогорова о «расказачивании».
Ничего нового.
И все же есть смысл лишний раз рассмотреть структуру этой застарелой перестроечной лжи. Даже здесь всегда можно увидеть что-то новое и важное.
В свое время в сюжете 2019 года Д. Киселев начал сразу же громогласно с «миллионов» жертв (но предположительно), а закончил тремястами, но тихонько-тихонько, почти незаметно.
Миллионы в сознание зрителя проникли сразу, а триста реально расстрелянных этого сознания, скорее всего, даже не коснулись.
Если говорить о цифрах, то Холмогоров принял тактику прямо противоположную. Он сразу начал с того, что весьма близко к действительности.
Напомним, под «расказачиванием» следует понимать события зимы-весны 1919 года, когда казаки верхнедонцы бросили фронт и на этих территориях установилась Советская власть.
Драконовские «циркуляры» и приказы эпохи гражданской войны - это ее неотъемлемый стиль. Эти «циркуляры» и приказы, связанные с «расказачиванием» для многих просто «кладезь», однако необходимо учитывать их вполне конкретную локальную временную и территориальную привязку.
Они были вызваны той опасностью, какую представляли собой незамиренные и не разоруженные верхнедонские станицы в непосредственном тылу Красной армии.
И обсуждать при этом имеет смысл только реальные действия, только то, что реально произошло.
Холмогоров:
«Начались массовые расправы в отместку за повешение большевиков Подтелкова и Кривошлыкова в мае 1918 года, то есть, по меркам гражданской войны, едва ли не вечность назад. В станице Казанской по самым скромным подсчетам было расстреляно 87 человек, в Мигулинской - 64, в Вёшенской - 46, в Еланской - 12. Когда восставшие казаки заняли в ночь на 10-11 марта станицу Казанскую, они застали «активистов» за отправкой на бойню 130 человек».
Это данные историка А. Венкова.
Это то, что имело место реально на территории верхнедонских станиц и происходило с конца января 1919 года до начала марта, когда полыхнуло восстание.
И это все, что можно по-настоящему отнести к «расказачиванию», как террору, вызванному пресловутым «циркулярным» письмом.
Впрочем, месть за «подтелковцев» Холмогоров притянул за уши.
Главная задача наших «белых» и «монархизнутых» состоит в том, чтобы не просто затуманить основной смысл того, что происходило на юге страны, а извратить его на 180 градусов.
Инверсия истории.
Большевики опирались, прежде всего, на русский народ.
Они перенесли столицу в самое сердце России в средоточие коренных русских областей, где у них могла быть максимальная поддержка.
А почему в сердце России не побежали «быховские сидельцы»: Корнилов, Деникин, Романовский и пр.?
Да потому, что им там ловить было нечего.
Они побежали на Дон, на окраины, ибо окраины всегда в той, или иной степени отчуждены от Центра, от коренной России.
Кстати, большая часть антисоветских сил побежала даже не на «самостийный Дон», а на «самостийную Украину». Это было надежней, ибо на Украине были немцы, и поэтому «русские патриоты» могли спокойно укрыться за немецкими штыками от «предателей-большевиков», которые заключили похабный Брестский мир с «ненавистным врагом».
Донские казаки не считали себя русскими. Они считали себя отдельным народом. А русских они презирали, презирали, по существу как «ватников». Впрочем, тогда на Дону для русских были другие дразнилки.
В рамках РИ Войско Донское имело определенную автономию, и после отречения царя эта автономия довольно быстро начала оформляться в отдельную государственность.
Население Войска не было однородным.
Примерно половину составляли так называемые «иногородние», это были преимущественно русские, или как тогда говорили «мужики».
Иногда «белые патриоты» прибегают к нехитрому трюку. Они представляют иногородних - «мигрантами», вызывая у читателя современные ассоциации. И в результате русские в большинстве своем люди, которые издавна жили в области Войска, но пораженные в правах (не имевшие казачьих привилегий), оказываются врагами «русского мира», а казаки-сепаратисты должны соответственно восприниматься в качестве его защитников.
Расказачивание - это отмена казачьего сословия, как и всех прочих сословий. Формально эту отмену провозгласило еще Временное правительство, а политика большевиков предполагала отмену сословных привилегий де-факто.
Определенная напряженность между казаками и «мужиками», существовавшая и до революции, постепенно начала выливаться в открытую вражду.
- Ты, Гришка, подумай. Парень ты не глупой. Ты должен уразуметь, что казак - он, как был казак, так казаком и останется. Вонючая Русь у нас не должна править. А ты знаешь, что иногородние зараз гутарют. Всю землю разделить на души. Это как?
- Иногородним коренным, какие в Донской области живут издавна, дадим землю.
- А шиша им! Вот им выкусить!.. - Пантелей Прокофьевич сложил дулю...
За большевиков была основная масса «мужиков», то есть русских, и еще примерно 20% казаков, в основном северных юртов. Казаки Хопра за большевиков были почти поголовно, казаки Медведицы - наполовину, верхнедонцы - лишь в малом числе.
Репрессии были взаимными изначально, это гражданская война, а не покер...
Казаки стремились «иногородних» усмирить, и либо сохранить их в качестве «неграждан», либо изгнать с территории Войска. На Кубани имели место такие же процессы. И вряд ли нужно указывать на схожесть этих процессов с теми, что наблюдаются в последнее десятилетие на Украине.
При этом новоиспеченное государство Войско Донское претендовало и на те территории, которые не были преимущественно населены казаками, но были необходимы ему стратегически.
Тогдашняя СВО против донских сепаратистов была неизбежна, однако разгоралась она постепенно и невозможно определить момент, когда она заполыхала вовсю.
Важной вехой в этом процессе стало свержение советской власти на Дону, которое началось с повсеместных майданов, и в результате мобилизации военизированного сословия мгновенно образовалась Донская армия. Красногвардейские отряды не могли оказать ей должного сопротивления и отступали на север.
Хоперским и медведицким казакам пришлось весной 1918 года крепко думать. Большинство размышлений заканчивалось тем, что они начинали седлать коней.
Казаки уходили с красными, оставляя своих жен, детей и стариков на милость донской власти. И ничего хорошего здесь ждать не приходилось.
Восемь месяцев гражданской войны с момента ухода от родных куреней до возвращения в начале 1919 года (когда верхнедонцы бросили фронт), многим, господин Холмогоров, действительно могли показаться вечностью.
А кое у кого, полагаю, и основания для мести могли возникнуть.
Историк А. Венков, специализирующийся на теме (на него ссылается и сам Холмогоров, не пытаясь поставить под сомнение его данные), считает, что Вешенскому восстанию предшествовал расстрел порядка 300 казаков. И это в условиях жесточайшей гражданской войны на огромной территории, которая была к тому же прифронтовой.
Тот факт, что, если бы не восстание, то жертв репрессий могло быть больше, обсуждать не имеет смысла, ибо жертвы террора померкли на фоне жертв восстания, а его последствия для страны оказались катастрофическими. Гражданская война на юге могла закончиться на год раньше.
Террор представлял собой отчаянную попытку предотвратить восстание, которое было чревато общей катастрофой южного фронта. Однако восстание было практически неизбежно. Это был цугцванг.
Хронологическая структура.
- С конца января 1919 года (начало репрессий) до начала марта (начало восстания) - 300 человек расстрелянных.
- С началом восстания население мятежных станиц фактически стало недоступно для организованного красного террора.
- А через пару месяцев на этой территории был Деникин.
- Приход Советской власти в эти места в 1920 году - это уже совершенно другая история.
О белом терроре Холмогоров говорит как о «спорадическом».
Ну, ну…
Расстрелять за один день в Новороссийске 1,5 тыс. матросов в черте города на глазах у населения (многих специально не добивали, чтобы земля потом устрашающе шевелилась) это спорадический террор? Или, например, расстрел корпусом Шкуро 4 тыс. пленных махновцев под Мелитополем - это террор спорадический? И это не исключительные случаи. Это обыденность. Об этом можно прочесть в воспоминаниях самих белых эмигрантов а «Архиве Русской революции».
«Спорадический террор» - это как раз террор большевистский, предшествовавший Вешенскому восстанию.
Восстание полыхнуло разом, мгновенно. И здесь уместно задать простой вопрос: а что стало с представителями советской власти и сочувствующими ей иногородними и казаками? Там, я думаю, тремя сотнями точно не обошлось. Это еще неизвестно, кто кому «геноцид» устроил.
Историк А. Венков утверждает, что в результате попытки подавления восстания погибло 7 тыс. казаков и 15 тыс. красноармейцев.
Холмогоров приводит факты вопиющего произвола по отношению к казакам некоего комиссара Богуславского, уже в процессе подавления восстания расстрелявшего до двухсот казаков и членов их семей.
Вот только один нюанс - эти данные приводится по материалам расследования, проведенного тогда же политотделом 9-й армии. Этот ревком был арестован в полном составе за вопиющее беззаконие и превышение власти. Были проведены следственные действия, в том числе и эксгумация тел всех расстрелянных.
И этот «Богуславский» в гордом одиночестве гуляет из статьи в статью уже не одно десятилетие, создавая ощущение некоего общего явления.
Вопрос, а где результаты следствия белых по фактам пресловутого «расказачивания»? Где эти документальные описания разрытых рвов с «тысячами», с «десятками тысяч», с «миллионами» расстрелянных?
Ведь буквально через пару месяцев деникинцы были уже хозяевами на этой территории.
Обычно, если они освобождали от большевиков какую-то территорию, они обязательно сразу же производили эксгумацию расстрелянных ревкомом или ЧК. Места расстрелов и захоронений всегда были известны, их невозможно скрыть. Отпевание и перезахоронение на кладбище - это для белых процедура практически непременная.
А в 1919 году уже крайне важно было не только это. Необходимо было показать «нашим западным партнерам» результаты «большевицких зверств». Крайне важно было, чтобы корреспонденты иностранных газет обязательно пощелкали затворами фотоаппаратов. Ведь на Западе у большевиков были сочувствующие им низы и левая печать, которая отражала их мнение.
А от баланса мнений на Западе зависели поставки вооружений и финансирование (как сегодня на Украине). Так что любая реальная «Буча», а не сфабрикованная, по принципу нынешней украинской, была бы на вес золота.
Где это все!!!
Ведь у самого Холмогорова нет ничего, кроме 300 расстрелянных. Все остальное - это создание у читателя необходимых «ассоциаций» посредством нагнетания эмоций.
Деникинское «Осведомительное агентство» (Осваг) было притчей во языцех даже у изрядной части сторонников добровольческой армии и именно по причине его примитивной и неправдоподобной пропаганды. Объективности от Освага ждать не приходится.
И, тем не менее, что насчитал Осваг?
По данным Освага за 1918-1919 годы на Дону большевиками было расстреляно 3442 человека. Это за два года гражданской войны, причем на территории, существенно превышавшей территорию Верхнего Дона, которая была доступна красным для проведения репрессий зимой-весной 1919 года. Даже эти данные Освага - это ни о чем!
Впрочем, и они сомнительны. Ведь в одной только станице Вешенской осваговцы насчитали 1500 расстрелянных.
Однако в начале ХХ века население Вешенской составляло всего 1200 человек. А в 1920-м году в Вешенской проживало 2082 человека.
В указанные данные осваговские 1500 расстрелянных не влезают так же, как слон не влезает в «Запорожец».
Сами эмигранты длительное время пользовались этими данными: 3442 человека, расстрелянных на Дону за два года гражданской войны.
А уже потом в процессе холодной войны и создания црушной мифологии, посредством которой сокрушали Россию-СССР, эти цифры начали лавинообразно расти до миллионов.
Наши «белые патриоты» продолжают проводить именно эту «перестроечную» линию.
А куда им деваться, они за 35 лет с этой линией срослись и сплавились.
Холмогоров закончил тем, чем начал когда-то свой сюжет Д. Киселев - миллионами.
«Точно неизвестно, сколько человек стало жертвой политики расказачивания. Казачьи историки говорят о миллионе жертв, защитники неокоммунистической точки зрения утверждают, что дело ограничилось несколькими тысячами. Последнюю цифру приходится сразу отбросить как откровенное лицемерие, первая представляется преувеличенной, если говорить о прямых жертвах репрессивной политики - расстрелянных, но правдоподобной и даже преуменьшенной, если говорить об общих потерях казачества за гражданскую войну».
Ну вот.
После документальных «сотен» нарисовался и пресловутый «миллиончик».
И при этом документальные «сотни» и пресловутый «миллион» не склеены ничем, кроме эмоционального «геноцидного» бла-бла-бла.
«Общие потери за гражданскую войну» - это примитивная смысловая подтасовка.
Например, общие потери населения страны за гражданскую войну - примерно 17 млн. человек.
Однако львиная доля этих потерь - это жертвы голода и эпидемий, жертвы общего слома системы жизнеобеспечения.
Следующая «статья» - жертвы собственно военных действий, они оцениваются, максимум, в 2 миллиона человек с обеих сторон.
Жертвы террора, белого и красного, возможно, занимают даже не третью «строчку».
Так что общие потери за гражданскую войну любой группы населения с террором связаны меньше всего.
Обратите внимание: абзац начинается словами «жертвы политики расказачивания», а заканчивается - «общими потерями казачества за гражданскую войну». И делается сие так, будто это практически одно и то же.
Следом идет фраза:
«Численность населения Всевеликого Войска Донского накануне революции составляла 2,5 миллиона человек».
Просто зашибись!
Но ведь казачье население при этом составляло порядка половины от этих 2,5 миллионов. Причем 20% из них были красными.
Получается, что практически все (!) донские казаки были уничтожены, включая и красных.
Все и немного больше.
Кстати, почему Холмогоров считает, что «последнюю цифру» (в несколько тысяч) «приходится сразу отбросить как откровенное лицемерие»? Неплохо было бы поделиться с читателями, если не доказательствами, то хотя бы признаками обнаруженного Холмогоровым лицемерия.
Вот признаки не лицемерия, а именно откровенной феерической лжи Холмогорова, причем лжи предельно глупой, по поводу миллиона и более того - налицо. Здесь и доказывать особо ничего не надо.
Возьмем, к примеру, станицу Вешенскую - самый эпицентр трагических событий.
Ее население в начале ХХ века составляло 1200 человек.
Выпишем все данные о росте населения в Вешенской из Википедии.
1900 г. - 1200 чел.
1920 г. - 2082 чел. (+)
1939 г. - 4208 чел. (+)
1970 г. - 6960 чел. (+)
1979 г. - 7865 чел. (+)
1989 г. - 9578 чел. (+)
2002 г. - 9317 чел. (-)
2010 г. - 9261 чел. (-)
Весь ХХ век происходит устойчивый рост населения. В первые 20 лет, несмотря на гражданскую войну, население выросло почти вдвое. А за последующие 20-летие - более чем вдвое.
Где же холмогоровское «истребительное» расказачивание?
Вы хотите настоящих разоблачений?
Их есть у нас.
Настоящее расказачивание без кавычек происходит именно сегодня, и началось оно в начале 90-х, именно тогда, когда «Холмогоровы» завыли-запричитали на всех перекрестках о большевистском «геноциде». Именно сегодня территория Дона вымирает быстрее, чем вся остальная страна.
Возьмем станицу Боковскую.
1915 г. - 395 чел.
1926 г. - 852 чел. (Ну, не похоже это на геноцид!)
1989 г. - 5244 чел.
А дальше депопуляция, население начало убывать.
Конечно, это все косвенные показатели, динамика численности населения станиц разнится и может быть связана с различными факторами, но нет никаких оснований базлать о каком-то «геноциде» казаков в революционную эпоху.
Впрочем, лютое неправдоподобие лжи играет в таких делах очевидную роль.
«Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа в нее поверит».
П. Краснов в 1918-м мобилизовал на все про все, примерно 50 тыс. казаков.
Вешенских повстанцев было около 25-30 тыс. И примерно столько же казаков бросили фронт в начале 1919 года.
Откуда «лимон» жертв?
Григорий Мелехов говорит: «Половина казаков за Донцом, а остальные остервелись - землю под собою грызут». Значит, половина у Деникина, а другая половина - это повстанцы.
А после соединения повстанцев с Деникиным получается примерно 60 тыс. Порядок цифр соответствует. Нет здесь места никакой существенной убыли. Это, скорее, красноармейцы несли, существенно бОльшие потери, столкнувшись с организованным военизированным сословием.
Порядок цифр говорит сам за себя.
Это надо же - миллион жертв! Даже Шура Балаганов понимал, что часть не может быть больше целого, тем более, на несколько порядков.
Строго говоря, мы не обязаны доказывать бредовость холмогорского «миллиона».
Это Холмогоров должен обосновывать свое утверждение.
Однако, начиная с самой «катастройки», все эти «разоблачения» построены по одному принципу:
«Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа в нее поверит».
Что всегда в этой публике поражает - это страстное желание убить задним числом как можно больше русских людей! Они «убивают» миллионы так, будто это клопы или тараканы.
При этом любые аргументы, которые противоречат утверждениям таких «патриотов», вызывают у них яростное отторжение. Их нисколько не радует возвращение им миллионов соотечественников, которых они считали убитыми. Ибо им для сладкого осознания себя теми, кем они себя сегодня осознают, эти миллионы нужны мертвыми. И, складывается впечатление, что, если бы они из дня сегодняшнего анонимно могли бы их реально убить, они бы это сделали, не задумываясь.
Конечно, военные потери донских казаков в целом за войну не могут быть малыми, казаки приняли самое активное участие в гражданской войне. Однако это именно военные потери, и это всего лишь какая-то часть (!) от десятков тысяч (!) человек.
* * * * *
Донской «самостийный» атаман Краснов в походе на Москву особого рвения не проявлял. Казаки в массе своей не считали себя русскими и изначально войну с РСФСР рассматривали как защиту своей самостийности от России. П. Краснов в начале 20-х писал о событиях 1918 года:
«Войско Донское было свободно от Красной гвардии. …Серая часть Круга, громадное большинство, стояло на принципе «без аннексий», «при свободном самоопределении народов», и самоопределилось в пределах земли войска Донского, не желая переходить его границы.
Атамана выбрала серая часть Круга. Эта серая часть Круга определенно говорила: «Что нам Россия? От нее нам были всегда лишь одни неприятности и обиды…»
«Вы посмотрите, какое войско Донское маленькое», - говорили Атаману серые донцы, - «может ли оно одно идти спасать Россию? Да и с какой стати, коли она сама спасаться не хочет…»
АРР. Т. 5, Стр. 234, 235.
Господа, Киселевы-Холмогоровы, «вы посмотрите, какое войско Донское маленькое», прежде чем, приписывать донским казакам миллионные жертвы, здесь даже лишние несколько тысяч прилепить трудновато.
«Атаману удалось добиться постановления Круга о переходе границы войска Донского…
Но это была мертвая буква. За границу шли не охотно.
- Пойдем, если и «Русские» пойдут, - говорили казаки».
АРР. Т. 5, Стр. 234, 235.
Но русские в массе своей шли против деникинцев и казаков-сепаратистов.
П. Краснов.
«Академически генерал Лукомский и генерал Деникин, конечно, были правы. Донские казаки должны были умирать за свободу Родины. Но мог ли этого требовать Атаман, когда рядом Воронежские, Харьковские, Саратовские и т. д. крестьяне не только не воевали с большевиками, не освобождали этой Родины от них, но шли против казаков… Почему же Деникин и Лукомский не мобилизовали население Ставропольской губернии и Кубанского войска и не создали свою Русскую Армию, которая пошла бы вместе с казаками? Почему же они держались принципа добровольчества? Да потому, что, когда мобилизовали, то мобилизованные передавались красным и уводили с собой офицеров».
АРР. Т. 5, Стр.241.
Иногородние-мужики-русские в массе своей были за большевиков.
«…Григорий всегда, сталкиваясь с неприятелем, находясь в непосредственной от него близости, испытывал все то же острое чувство огромного, ненасытного любопытства к красноармейцам, к этим русским солдатам (как когда-то в германскую к солдатам австрийским - otshelnik_1)…
"А что за люди? А какие они?" Будто и не было в его жизни полосы, когда он бился под Глубокой с чернецовским отрядом. Но тогда он твердо знал обличье своих врагов - в большинстве они были донские офицеры, казаки. А тут ему приходилось иметь дело с русскими солдатами, с какими-то иными людьми, с теми, какие всей громадой подпирали Советскую власть…» М. Шолохов. Тихий Дон.
(То, что «подпирали» и «всей громадой», это прямо и недвусмысленно подтверждал и генерал Краснов.)
По своему самосознанию донские казаки были субэтносом, в изрядной степени отчужденным от этноса великорусского. Однако большевики считали казаков русскими, и «расказачивание» объективно было направлено на русификацию казачества. Мы не задаем вопрос - справедливо это по отношению к казакам или нет. Наша задача уяснить характер процессов.
Казакам до деникинской «единой и неделимой» в целом дела не было.
П. Краснов.
«Несмотря на всю свою силу почти самодержца, Атаман чувствовал себя бессильным. Перейти границы войска Донского, это значило из народной войны сделать войну гражданскую, завоевательную в лучшем случае, идти ради добычи, ради грабежа».
АРР. Т. 5, Стр.235.
Добыча, грабеж - это все, чем можно было соблазнить казаков в походе на Москву.
Говоря о предводителе кубанцев, генерале Покровском, изначально оформившем теплые отношения с Деникиным, Краснов прямо пишет:
«Характера он был решительного и в основу войны положил грабеж...»
(Впрочем, как и Шкуро.)
А. Деникин. «Очерки…»
«…Если для регулярных частей погоня за добычей была явлением благоприобретенным, то для казачьих войск - исторической традицией, восходящей ко временам Дикого поля и Запорожья, прошедшей красной нитью через последующую историю войн и модернизованную временем в формах, но не в духе.
Знаменательно, что в самом начале противобольшевистской борьбы представители «Юго-Восточного союза» казачьих войск в числе условий помощи, предложенной Временному правительству, включили и оставление за казаками всей «военной добычи» (!), которая будет взята в предстоящей междоусобной войне…»
Восклицательный знак - поставил Деникин. Генерал понимал, истинную мотивацию тех, кто в 1919 году составлял чуть ли не 90% активного ядра его армии.
Так что активное участие казаков в гражданской войне это не вина большевиков, это, можно сказать, «национальный», «гражданский» выбор самих казаков.
Свою «единую и неделимую» Деникин «возрождал» на зыбучих песках казачьего сепаратизма. Его армия еще продвигалась к Москве, а лидеры кубанцев уже договаривались с лидерами горских народов Кавказа о создании единого самостоятельного независимого государства. Разгром Кубанской Рады генералом Покровским привел к тому, что кубанские казаки начали покидать деникинскую армию. За ними потянулись и донцы.
Впрочем, донцы отчасти потянулись до родных хуторов сразу после удачного рейда Мамонтова, тогда на обратном пути его обоз с награбленным растянулся на десятки верст.
А.Деникин. «Очерки…».
«И совсем уже похоронным звоном прозвучала вызвавшая на Дону ликование телеграмма генерала Мамонтова, возвратившегося из тамбовского рейда:
"Посылаю привет. Везем родным и друзьям богатые подарки, донской казне 60 миллионов рублей, на украшение церквей - дорогие иконы и церковную утварь"...»
Впрочем, мамонтовский «улов» - это лишь эпизод в общей «добыче зипунов».
Для сопровождения на Дон обозов с награбленным потребовалось большое количество казаков (и это в период напряженных боев!). Да и казаки-одиночки массово устремились «в отпуск», по словам самого Деникина,
«нагруженные так, что ни его, ни лошади не видать».
И далеко не все они потом возвратились в свои части.
Надеюсь, Холмогоров не станет утверждать, что последующие действия ГПУ по изъятию награбленного казаками в Центральной России (о которых упоминал тот же историк А. Фурсов) являются несправедливым «нарушением исторических казачьих традиций».
Кадеты, будучи идеологически чуждыми России, могли опереться только на то, что от нее было отчуждено. Но и для самих казаков деникинцы были чужими, во-первых, как «господа», а, во-вторых, как русские.
«Единую и неделимую» строили на самом деле оппоненты Деникина, которые как раз на коренную Россию и опирались.
«Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь».
* * * * *
Холмогоров признает:
«Советская власть старалась, конечно, привлечь казаков на свою сторону».
Вашу маман!
Что-то одно.
Либо советская власть стремилась казаков истребить, либо она стремилась привлечь их на свою сторону, тем более, «конечно».
Дальше Холмогоров рассказывается о том, как в СССР воспевалось и поднималось на щит советское казачество.
«Но всё это было лишь сохранение дизайна уничтоженного по директиве 24 января 1919 года сословия».
Опять «уничтоженного»…
На протяжении всего текста Холмогоров вдалбливает и вдалбливает: уничтоженного, истребленного…
Да черт вас возьми! Как могло сохраниться в бессословном обществе казачье сословие в прежнем дореволюционном виде, т. е. со своими сословными привилегиями и с идеологией своего сословного и даже «национального» превосходства? Ликвидация сословия - это ликвидация сословных привилегий, не более того. Но и не менее.
Как вспоминал один из видных работников ОГПУ Александр Орлов (Лейба Фельдбин), решивший в 1937 году остаться невозвращенцем из-за кордона:
«Сталин воскресил казачьи войска со всеми их привилегиями (вот уж точно без них - otshelnik_1), включая казачью военную форму царского времени. На праздновании годовщины ОГПУ, которое состоялось в декабре 1935 года в Большом театре, всех поразило присутствие казачьих старшин в вызывающей форме царского образца. Взгляды присутствующих чаще устремлялись в сторону воскресших атаманов, чем на сцену».
На праздновании годовщины ОГПУ (!) появилась казачья (!) делегация в «национальных» нарядах!
«Сталин воскресил казачьи войска». Если исходить из «миллиона жертв» Холмогорова, то Сталин мог воскресить казаков только так же, как Спаситель воскресил Лазаря.
Модернизация - это неизбежное изменение социальной структуры общества. Для общества традиционного - это всегда процесс мучительный и даже кровавый, но окончание основной его фазы - это всегда примирение в новом качестве.
«Много ты наших бойцов загубил, через это и не могу легко на тебя глядеть… Этого из памяти не выкинешь».
Так говорит Михаил Кошевой Григорию Мелехову. Это прискорбное, но абсолютно естественное обстоятельство и определяло общее отношение к казачеству в первые годы после окончания гражданской войны. Претензий к поведению казаков в период гражданской войны было много даже у сочувствовавших белым.
«Ежли все помнить - волками жить надо…»
Так отвечает Григорий Михаилу. А вот на торжество этой безусловной истины всегда необходимо время.
Впрочем, часть казачества в прежнем дореволюционном «несоветском» виде, столь любом Холмогорову, действительно, сохранилась, пройдя через эмиграцию и реализовав себя в виде частей СС. Казачья идеология «национального» превосходства среди разного рода «истинных арийцев» пришлась весьма к месту.
И, конечно, Холмогоров не упустил возможности сделать скорбную мину по поводу выдачи в Линце коварными англосаксами карателей СС кровавому Сталину.
Большая часть казаков, так или иначе, приняла советскую эгалитарно общинную идеологию. Конечно, многие это сделали, что называется, «добровольно и с песней».
А те, что не приняли, покинули страну и вернулись в СССР уже… через Линц.
Здесь все исторически закономерно.