Запредельно близко

Jul 16, 2012 15:20




Евгения Риц,
специально для «Oтото»



Холокост и вообще Вторая Мировая оказались переломной точкой, в каком-то смысле переходным возрастом всей европейской культуры. Может быть, поэтому самые яркие из книг о Катастрофе непременно ещё и о подростках. А именно в отрочестве, в ранней юности людям интереснее читать о ровесниках, и если «историческое» - то хорошо бы ещё и об опыте чужого взросления, с непременной примеркой его на себя. И поэтому книги о Холокосте оказываются для наших детей очень важным опытом - одновременно и обращением к страницам национальной истории, и к самим себе.

Здесь бы в первую очередь стоило вспомнить «Дневник» Анны Франк, где девичье, подростковое переплетается с историей, как нигде. Собственно, я его и вспомнила. Но о «Дневнике» уже много писали и говорили, поэтому подробнее мне хочется остановиться на другой книге. Это «Письма моей памяти» Анны Краснопёрко - воспоминания женщины, которая девочкой оказалась узницей Бобруйского гетто и была спасена оттуда партизанами. Найти их можно только в библиотеке, потому что они выходили только один раз, в 1989-ом году в журнале «Дружба народов», и в Интернете текста, как ни странно, нет. Я прочитала «Письма…» именно тогда, в 89-ом, мне было 12 лет, и до сих пор они остаются одной из главных книг моей жизни, и в общечеловеческом смысле, и в том, что касается, восприятия - именно приятия, безусловного - национальной истории и культуры.

Про нон-фикшн сказали, теперь займёмся фикшном. Есть, разумеется, прекрасные Ремарк и Фейхтвангер, но актуальнее всего, наверное, именно современные книги, потому что взгляд из сегодняшнего дня сегодняшним же детям больше всего понятен. «Книжный вор» Маркуса Зузака, вышедший в 1999-ом году, сразу же стал классикой. Книга о двенадцатилетней девочке, чья семья прячет во время войны у себя в подвале еврея, и постепенно этот узник становится самым близким человеком героини. Не в меньшей степени современная классика и «Полная иллюминация» Джонатана Фоера, которая уже была экранизирована. Хотя все, наверное, её читали и знают, что про неё детям говорить, я хочу остановиться на одном моменте. Сюжет книги - двадцатилетний писатель пишет роман о местечке, которое было полностью уничтожено в начале войны. Сам Фоер на момент выхода книги был почти ровесником своего героя, и этот ход - первый роман молодого автора, который притворяется первым романом молодого автора - совершенно потрясающий. Но поскольку эту книгу, в целом очень доступную и прозрачную, вполне могут читать и двенадцати-тринадцатилетние дети, лучше родителям всё-таки прокомментировать по прочтении, что нарочитое невежество писателя-героя - это только приём, и в восемнадцатом веке моторизированных лесопилок не было, о чём настоящий Джонатан Фоер, разумеется, в курсе.

Надо сказать, что и Джонатан Фоер-персонаж романа, и второй его главный герой - украинский подросток Алекс, который похож на наших детей ещё больше, и в особенности тот Джонатан Фоер, который всё это придумал, самые настоящие отото, так что не упомянуть книжку было бы просто непозволительно.

Поскольку муж и жена, как известно, одна сатана, то в не меньшей степени отото и герои романа супруги Фоера Николь Краусс «Любовные хроники». Как и Фоер, Краусс обращается к истории своей семьи, к бежавшим от Холокоста выходцам из еврейских местечек. Пятнадцатилетняя девочка и её чрезвычайно набожный девятилетний брат, вообразивший себя тайным праведником, втайне от мамы ищут её нового мужа, чтобы она не убивалась так сильно по умершему папе. Попутно им удаётся наполнить смыслом последние дни старого писателя, потерявшего в Холокост всех своих близких, и живущего с тех пор только воспоминаниями и фантазиями.

И ещё одно доказательство того, что о самом страшном можно говорить и просто, и доступно, и в буквальном смысле наглядно -комикс о Холокосте, который, правда, по-русски ещё не выходил.

А какие Вы знаете книги о Холокосте, которые могут быть понятны и близки современному подростку? Что читают об этом Ваши дети?

Евгения Риц

Previous post Next post
Up