В связи с приближением
Фестиваля медленного чтения, посвященного в этом году музыке и поэзии, мы попросили Семена Парижского (который глава
eshkolot и вообще очень умный) рассказать нам про 10 вещей, которых почти никто не знает о еврейской музыке. По результатам мы, конечно, утвердились в нашей давней уверенности касательно того, что главная жизненная миссия еврея - избегать малейшего риска доставить удовольствие себе или окружающим, но если вы придете к другим выводам - срочно с нами поделитесь. Итак:
1. Йеменские евреи слишком серьезно отнеслись к слишком серьезному философу Маймониду, который полагал, что игра на музыкальных инструментах заставляет забыть о разрушенном Храме, и потому играют исключительно на канистрах из-под бензина. Зато они танцуют хорошо. - Пруфлинк в конце поста; не пожалеете;
2. Первую нотную запись еврейской музыки сделал в 12 веке в Каире викинг-архиепископ, перешедший в иудаизм. - Целая жизненная драма в одной строке, а?
3. Рабби Нахман из Брацлава считал, что мессия будет композитором (и будет лечить всех песнями и травками). - Про травки мы всегда ровно так и думали! Мы уже даже приступили.
4. У евреев нет своей музыки (свои у них только слова), потому что они слишком увлечены собиранием и исправлением чужих мелодий (все это связано со страшными мистическими тайнами вселенского избавления, о которых никому нельзя рассказывать). - Аааааа, мы прямо чувствуем, как за этот пункт нас порвут на сва... сва... cыр "Сваля", но все претензии, пожалуйста, к Парижскому; он умный, он вам за все ответит :)
5. В синагоге евреи не играют ни на каких инструментах, чтобы ни в коем случае не утратить трагического мироощущения, делая исключение только для бараньего рога, звук которого по определению не может доставить удовольствия. - Отличный принцип, его можно на многое рапространить. "В праздники евреи ходят в гости друг к другу и к родственникам, чтобы не утратить трагического мироощущения"...
6. Евреи поют все, что изучают: Тору, Мишну, Гемару, Зохар. Некоторые считают, что именно поэтому еврейская интонация, жестикуляция и танец носят не изобразительный, а логический и риторический характер. - А вовсе не потому, что мы маленькие зануды с вечным синдромом Аспергера!
7. Во многих восточных странах (Ирак, Бухара) приличным людям работать музыкантом было западло, - так что этим занимались в основном презренные евреи. Стремящиеся никому не доставить удовольствия, мы так понимаем.Делегация Ирака на Конгрессе арабской музыки в Каире в 1932 состояла практически из одних евреев, а возглавлял ее великий иракский, а впоследствии израильский композитор Эзра Ахарон. В итоге получилось, что когда евреи уехали из Багдада, Бухары, Марокко некоторые музыкальные жанры оказалась на грани исчезновения, и появилась бродячая легенда о музыкантах-отказниках, которым восточные сатрапы якобы говорили: "Не отпущу, пока не передашь свое искусство нашим юношам". - Окей, мы даже не хотим думать о том, на какой сыр нас порвут за это утверждение. Это не мы, ребята! Это все Парижский, негодяй. Хотите, мы вам его ЖЖ дадим?
8. Главным тестом для еврейского музыканта в Восточной Европе была способность заставить невесту заплакать на собственной свадьбе. - А главным тестом для еврейской невесты была и остается способность заставить жениха заплакать на собственной свадьбе и плакать до самых собственных похорон, нам кажется. Но это уже другой разговор.
9. Три слова, которыми принято описывать специфический клезмерский способ музицирования: кряхтеть, ворчать и ходить кругами (крехц, квеч, дрейдл). - Он же - специфический еврейский метод ведения разговора.
10. У ортодоксальных евреев женщинам разрешено петь, но мужчинам запрещено их слушать, что приводит к увлекательнейшей игре в прятки ("Один мой знакомый ортодокс", - добавляет Парижский, - "обладал способностью, как только девушка брала гитару, моментально прятаться в шкаф"). - Тут просится что-то такое про шкаф и ЛГБТ, конечно, - но разговор, слава богу, о музыке.
Семену Парижскому и
eshkolot - спасибо огромное за тему.