"Золотой ключик" как он есть.

Aug 30, 2012 13:10




Про сказку Алексея Толстого "Золотой ключик" давно уже ходят разные слухи. Якобы Толстой был масоном, якобы в сказке зашифрован какой-то мистический опыт и вообще цель этой книжечки - вовлечь советских детей в мистическую трансформацию. :) Ну, слухи и слухи. Повода перечитывать эту сказку в последние лет 30 у меня как-то не было. А на днях этот повод появился. Дети растут, знаете ли. :) И, действительно, кое-что в сказке есть. Не факт, что она станет важной ступенью для просветления всех и каждого, но… :)

Сначала, кратко - сюжет, первые несколько глав.

Столяр Джузеппе нашёл где-то полено и попытался сделать из него что-нибудь полезное (ножку от стола). Только он начал строгать и пилить, как полено стало верещать и вырываться из рук. Джузеппе страшно испугался и решил отдать полено Карло (по очевидным причинам, не ставшему пока "Папой Карло" :))) ). Когда Карло попытался взять полено в руки, оно вырвалось и ударило его по голове. Он подумал, что это проделки Джузеппе и они подрались. В итоге Джузеппе предложил мир и Карло унёс полено к себе.

Карло сделал из полена маленького мальчика, и мальчик остался с ним жить. Он был любопытный и непоседливый - гонял Говорящего Сверчка, спорил с ним. Куда-то полез - и встретил Крысу Шушеру, которая его чуть не съела. После этого Буратино на какое-то время взялся за ум и изъявил готовность учиться.

Давайте, попробуем разобраться, кто "все эти люди". :)

Столяр Джузеппе - это родители, которым достался ребёнок, проявляющий необычные способности. Конечно, это страшно, когда твой сынок, твоя "кровиночка" ведёт разговоры о привидениях, предсказывает будущее и вообще ведёт себя "неправильно". Обратите внимание на то, что Джузеппе имел дело не с одушевлённым предметом, а с "поленом", заготовкой, из которой только при "правильном обтёсывании" может что-нибудь получиться.

Джузеппе попытался пристроить доставшееся ему бревнышко к делу - вытесать из него ножку для стола. Эта ножка тоже может быть метафорой (ножка - опора, член общества, который не выбивается из него, а наоборот поддерживает), а может и не быть. :) Это ведь всё-таки не алхимический трактат, не обязательно каждое слово должно что-то означать.

Ребёнок-индиго (условно), которого пытаются загнать в рамки, естественно, бунтует. Сопротивляется, кричит, пытается ударить Джузеппе. Естественно, что по ходу этого бунта нарастают магические проявления. Джузеппе/родитель пугается всё больше и больше. Он решает избавиться от ребёнка, переложить ответственность на кого-то ещё. И, как ни парадоксально, наряду с избавлением от ответственности, он хочет оставить за собой право принятия решений (психологи и врачи меня поймут :)) ). Именно об этом идёт речь в сцене скандала/драки Карло и Джузеппе. Они борются за право влиять на будущее Буратино.

Это самое очевидное прочтение роли Папы Карло - Учитель. Но есть и ещё одна трактовка, которая мне нравится больше. Папа Карло - это сам Джузеппе, принявший своего ребёнка таким, какой он есть. И старающийся дать Буратино возможность развиваться в соответствии с его талантами и склонностями. Здесь, действительно, не нужны какие-то специальные усилия, развивающие занятия, поездки к алтайским шаманам или в Тибет. :) Природа всё равно возьмёт своё. Если у человека есть склонность к какой-нибудь паранормальщине, спрятаться от этого он сможет только в монастыре. И это ещё нужно посмотреть, спрятался ли он или просто пришёл к тому же, от чего бежал, но с другой стороны.

Роль Говорящего Сверчка мне пока что не слишком понятна. Подозреваю, что это метафора равномерного, постепенного обучения. Такой спокойной мудрости, не связанной с потрясениями, скандалами, фокусами. Естественно, что юного Буратино такая мудрость не слишком привлекает. Шоу недостаточно яркое. :) Поэтому он смеётся над сверчком и не слушает его наставлений.

А вот Крыса - это, совершенно точно, негативный, травмирующий магический опыт. Когда "ученик волшебника", любопытствующий, не слушает голоса разума, авторитетов, он неизбежно залезает куда-нибудь не туда. И с ним там, совершенно закономерно, что-нибудь да приключается. Обычно эти переживания связаны с очень сильным страхом (аспект 20-го аркана). Крыса схватила Буратино и потащила в подпол, чтобы там сожрать. Новое, незнакомое состояние захватывает неофита и он не может от него избавиться, чувствует, будто сходит с ума, погружается куда-то, откуда не будет возврата. Есть, от чего запаниковать. Довольно многие при встрече с подобной "крысой" обращаются в религию и становятся ревностными гонителями всего, связанного с магией. Страх - это дело такое, мотивирующее. :) Очень похоже, что в детстве я о роли Крысы догадывался, потому что она произвела на меня огромное впечатление и лет 10 приходила ко мне по ночам, в кошмарах. Интересная сказочка выходит. :)

Пост получается многосерийный, потому что сказка довольно длинная.

Продолжение следует. :) 

картина мира, золотой ключик

Previous post Next post
Up