Как осознается конец детства (продолжение)

Sep 26, 2006 23:25

Откуда взялась тема: кряду прочла несколько книг, неслучайно их выбирая, где мир и события даны глазами ребенка...
даже нет, раньше, когда как на стену наталкиваешься на непонимание взрослым, насколько инаков и хрупок мир взрослеющего человека, как мало в нем реально людей, к которым можно обратиться и как недопустимо грубо рвать связь доверия, если она чудом возникла.
Педагогическая позиция это хорошо, хуже когда ее нет и нет понимания, что ты должен делать и кто ты. Но понимания, как это все видно глазами ребенка, подростка, просто другого человека, в чем его действительность и как она устроена - тоже необходимо. Это - два.
А раз - это со-присутствие Тани-маленькой, мне-сейчас. Даже не так: лет в 25-26 просила совета у Таньги-из будущего - то есть 30-35-летней себя. И поэтому "я из сегодня" своего ощущаю настоятельную необходимость обращаться к "Таньги-тогда". А "Таня-маленькая" ребенком ни к кому не обращалась, ей просто не приходило в голову, что может быть кто-то, поэтому я пытаюсь пробиться к ней туда и быть рядом.

Что удалось понять по предыдущему:
что надо различать
1. осознание роста - когда ты видишь свое изменение во времени - это один тип опыта
(приехал и обнаружил, какое все стало маленькое, заинтересовался, сколько мне лет и задался впервые вопросом, а много ли это),
2. осознание своего взросления как проход точки, необратимо меняющей жизнь
(смерть близких; невмещаемый и неразделяемый с другими опыт; обнаружение своей ответственности за себя и положение вещей и невсезнания, невсесилия взрослых, ранее казавшихся всезнающими и всемогущими; выход из сложившегося круга общения в другое сообщество, с отрывом отрывом от старых связей),
3. осознание именно что "детство кончилось" (именно опыт границы, когда оглядываясь назад из своего сейчас ее видишь - кстати, она может быть не необратимой казаться, можно пытаться вернуться, и может казаться, что это удалось),
4. осознание начала нового этапа, независимо от того, закончен ли предыдущий (это, по моему, самое интересное - просто есть такие удивительные люди, которые живут лицом в будущее, а не обращенностью в прошлое и прошлое живоет с ними, идет как ребенок рядом за руку и смотрит своим детским взглядом).
Эти осознания могут совпадать в определенном сочетании в одной точке, а могут и быть отдельны.

У меня есть вопрос - а как происходит СМЕНА СЕБЯ?
Я не столько про ситуации, в которых обнаруживаешь "себя уже новым", или которые после осознаешь, как граничные, а именно про гипотезы самого "механизма" этой перемены.

И еще вопрос: как эти разные срезы возрастного самосознания представлены актуально - как прошлые, забытые, соприсутствующие отдельно, длящиеся во мне-сейчас?

педагогическое, врубы

Up