Познание через отражение

Feb 03, 2009 05:02

1 Коринф.13:12 ап.Павла - знал ли ап.Павел "миф о пещере" Платона?
У меня возникла вдруг гипотеза, что конечно же знал.
gignomai усомнился. hoddion мою гипотезу поддержал.

Напомню, чтобы было перед глазами, о чем речь.
Платон "Миф о пещере" (Rep. VII 516a-b):
- Тут нужна привычка, раз ему предстоит увидеть всё то, что там, наверху. Начинать надо с самого легкого: сперва смотреть на тени, затем - на отражения в воде людей и различных предметов, а уж потом - на самые вещи; при этом то, что на небе, и самое небо ему легче было бы видеть не днём. а ночью, то есть смотреть на звездный свет и Луну, а не на солнце и его свет.
- Несомненно.
- И наконец, думаю я, этот человек был бы в состоянии смотреть уже на самое Солнце, находящееся в его собственной области, и усматривать его свойства, не ограничиваясь наблюдением его обманчивого отражения в воде или других чуждых ему средах.

Павла 1 Коринф. 13:12
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда же познаю, подобно как я познан (дословный перевод: Смотрим ведь сейчас через отражение в зеркале, тогда же лицо к лицу; сейчас знаю из части, тогда же познаю, как и я был познан)

В октябре еще эта тема возникла, в связи с этой записью gignomai.
Что Климент Платона знает хорошо - несомненно:
(4) Потому божественный апостол и говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло", то есть как будто всматриваемся в свое отражение в зеркале и пытаемся увидеть в нем, насколько это возможно, саму творческую первопричину, образом которой являемся. [вариант перевода этого же места в издании Комментариев: "Познавая самих себя по отражению Бога [в нас], мы по возможности одновременно созерцаеми производящую причину божественного в нас"] (5) Ибо сказано, "видевший брата своего, видел и Бога своего". По моему разумению, данное изречение под именем Бога говорит нам о Спасителе. (6) Впоследствии же, сбросив с себя земную оболочку, "чистые сердцем", мы увидим Бога "лицом к лицу", то есть вполне и совершенным образом. (7) Те из эллинов, кто был достаточно упорен в изучении философии, приблизились к видению Бога, через Его изображение или как бы через увеличительное стекло. Таково неизбежное следствие слабости нашего зрения, потому и истину мы созерцаем как отражение на поверхности воды или через какое прозрачное или отражающее тело. (Строматы 1.19.94.4-7)
Думаю, и апостол Павел знал.

Платон

Up