Вчера на Первом канале был "Закрытый показ" первого игрового фильма Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь". Фильм я смотрел и раньше и вчера пересматривал его только лишь краем глаза, ждал обсуждения. Надо сказать, оно получилось достаточно вялым, но все же кое-что получилось. Почти со всем согласен с покойным Иваном Дыховичным, хотя, справедливости ради, нужно сказать, что и школьный учитель иногда был весьма ироничен и точен.
Наверное все же придется согласиться с некоторыми наблюдателями, которые отмечают, что Валерия все, что она хотела и могла сказать о школьной среде - сказала этим фильмом. И вчерашний показ, точнее ее собственное признание, эту мысль только лишь потвердило. Запись передачи была еще осенью 2008 года и тогда она говорила, что эта тема для нее уже закрыта и она хочет поработать с чем-то новым. Видимо попросили открыть снова ) Но тут уже сложно будет прыгнуть выше головы.
Что касается фильма ("Все умрут), то он без сомнения - талантлив, очень личный и выстраданный. Хотя сразу напрашивается перекличка с эстонским "Классом", который, почему-то, совершенно не прозвучал в обсуждениях. Но нельзя сказать, что "Все умрут" вторичен по отношению к "Классу" - это совершенно самостоятельная своя история. В Эстонии "Класс" вызвал культурный шок, и старшеклассников водили в кинотеатр намеренно, чтобы предупредить экранную трагедию. Россия реагирует по своему.
Мир этого фильма - это наш (контр)культурный контекст, хотим мы этого или нет. И если мы хотим адекватно воспринимать окружающую нас действительность, если мы хотим, чтобы наши слова не звучали фальшиво, как минимум мы должны понимать, что этот контекст существует. Это данность, которая сама по себе никуда деться не может. Это можно либо молчаливо принимать, либо отмахиваться словами - в моей школе учителя и одноклассники были хорошие, либо понять, что другой жизни и другого времени Бог нам не дает - мы призваны к жизни именно сейчас и именно сейчас необходимо находить возможности для того, чтобы наши слова были убедительны.
Удивляет одно - удивляет тоталитарность нашего мышления. Мы ждем от искусства не просто эффекта, а эффекта тоталитарного. В этом фильме все не так как было у меня! - кричат одни; Все что показано этого не может быть, потому что этого не может быть! - кричат другие; Да это проще простого снять "реалити-шоу" - кричат третьи; Этот фильм не изменит нашу молодежь! - кричат четвертые; Все посмотрят и станут поступать также! - кричат пятые. С каких это пор автор не имеет право на то, чтобы быть автором? Он создает свое собственное произведение и если внутри тебя нет никакого отклика на этот сигнал - значит это не для тебя. Проще отойти в сторону, проголосовать кнопкой, нежели ломать копья. Художник никому ничего не должен, изменимся ли мы после просмотра фильма - зависит от нас самих, будем ли мы делать выводы - нужно спрашивать у себя, захочу ли я повторять экранное действо - это вопрос к моей совести. Мы и только мы отвечаем за свои собственные слова и поступки, а художник лишь желает поделиться с тем, что есть и если нам это не нужно, то лучше молча отойти в сторонку.
Надеюсь, что Германика сможет выйти на новый уровень. Всегда сложно держать ту планку, которую однажды удалось взять. Но, думаю, что должно получиться. А в остальном согласен с Сергеем Кудрявцевым -
Вот если бы дать Валерии Гай Германике настоящий литературный материал - да хоть классику, нашу или зарубежную! Иначе её талант "энерджайзера" пропадает втуне - я вовсе не шучу! Я тоже не шучу.