Мастера "галантного жанра" - Антуан ВАТТО и Франсуа БУШЕ

Oct 08, 2014 16:31


  Наверное, в каждом стиле и жанре изобразительного искусства можно назвать тех его представителей, которые являются их олицетворением. Так, к примеру, в живописи эпохи Ренессанса торжествуют Микеланджело и Рафаэль, в барокко - Питер Пауль Рубенс, в модерне - Густав Климт и Альфонс Муха.
    А если говорить об изобразительном искусстве рококо, то прежде всего вспоминаются имена таких мастеров как Антуан ВАТТО и Франсуа БУШЕ.

Антуан ВАТТО



Франсуа БУШЕ





Живописи рококо и самым прославленным мастерам этого стиля посвящен этот пост, который я рекомендую всем любителям искусства.

Главные темы живописи рококо - изысканная жизнь придворной аристократии, "галантные празденства", идиллические картины "пастушеской" жизни на фоне первозданной природы (так называемая пасторальная живопись. Помните гобелен "Пастушка", будто бы висевший в доме предволителя дворянства Ипполита Матвеевича Воробьянинова, о котором притворно вспоминал незабвенный Остап Бендер при встрече с архивариусом Коробейниковым?), мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.

Жизнь человека коротка и быстротечна, поэтому надо ловить "счастливый миг", спешить и чувствовать, - так полагали многие французские аристократы XVIII века, далекие от идей философов эпохи Просвещения, приближавших то, что произошло в 1789 году. Погрязшие в гедонизме и эпикурействе, они не смогли оказать фактически никакого сопротивления той революционной волне, которая смела как их, так и привычный им мир "утонченных наслаждений". И отнюдь не случайно, что после Французской революции 1789 года и якобинского террора, искусство вновь совершило резкий поворот, в результате которого возник такой стиль как ампир.

Кстати, разве не очевидны некие исторические параллели?

В предыдущем посте о стиле рококо, я уже писал о том, что его преемником более чем через столетие вполне можно считать модерн. Необычайная популярность модерна в России начала ХХ века во всем: от архитектуры и изобразительного искусства до литературы и мод, во многом объясняется тем же гедонимзмом на этот раз уже русской аристократии и интеллигенции (все же ХХ век, а не XVIII-й). В дополнение к этому ещё и декаданс, чрезвычайно модный среди молодежи России начала ХХ века. Поэт М. Кузмин воспевающий в России начала прошлого века "дух мелочей прекрасных и воздушных", безусловно находится в одной смысловой волне с фавориткой Людовика XV маркизой Помпадур, заявлявшей: "После нас хоть потоп".

Как известно, этот "потоп" не заставил себя ждать ни предреволюционную Францию, ни предреволюционную Россию. Да и то, что в конце концов в СССР после экспериментов с конструктивизмом в духе Корбюзье, восторжествовал эклектичный по сути своей стиль, называемый "сталинским амприром", тоже о многом говорит (хотя, конечно же, то что называется "сталинским ампиром", с точки зрения архитектуры, не совсем ампир).

Впрочем, это меня несколько занесло в культурно-исторический параллелизм. Вернемся к живописи рококо, то есть в XVIII век.

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают всех остальных божеств античной мифологии, не говоря уже о христианских сюжетах, которые полностью игнорируются. Всевозможные "купания", "утренние туалеты" и мгновенные удовольствия являются теперь едва ли не главным предметом изображения.
    В моду входят экзотические названия цветов: "цвет бедра испуганной нимфы" (телесный), "цвет розы, плавающей в молоке" (бледно-розовый), "цвет потерянного времени" (голубой) и т. п. Четко продуманные, стойные композиции классицизма уступают место изящному и утонченному рисунку.

Антуана ВАТТО (1684 - 1721) современники называли "поэтом беспечного досуга", "певцом изящества и красоты". В своих произведениях он запечатлел пикники в вечнозеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады. В то же время в его картинах присутствует щемящая грусть, ощущение быстротечности красоты и эфимерности происходящего.

















А вот эта картина Антуана Ватто, созданная в 1720 году в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов, является его подлинным шедевром. Она называется "Жиль".



Жиль - один из главных персонажей французской комедии масок, созвучный Пьеро - герою итальянской  комедии дель арте. Неуклюжее, наивное существо как будто специально созданное для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина. В нелепой позе комедианта, потерянно и неподвижно стоящего перед зрителями, ощущается его бесполезный поиск собеседника, способного выслушать и понять его. Но тщетно. В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль об одиночестве человека, вынужденного веселить и развлекать скучающую публику. В этой картине Антуан Ватто как будто бы предпринял попытку переступить через господствующие в современном ему обществе гедонистические нравы, в чем и заключается величие его таланта.

Но, увы,  Антуану Ватто приходилось считаться со вкусами публики. Поэтому он рисовал преимущественно вот такие картины:



"Жиль" - главный шедевр Антуана Ватто, умершего в возрасте 36 лет, был написан им незадолго до своей смерти. Думаю, комментарии к этому излишни.

Франсуа БУШЕ (1703 - 1770) считал себя верным учеником Антуана Ватто. Одни называли его "художником граций", "Анакреоном живописи", "королевским живописцем". Вторые видели в нем "художника - лицемера", "у которого есть всё, кроме правды". Третьи скептически замечали: "Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы".

Кисти Франсуа Буше принадлежат несколько парадных портретов знаменитой фаворитки Людовика XV маркизы Помпадур, покровительствовавшей художнику.



Наиболее известным изображением маркизы работы Ф. Буше является картина "Госпожа де Помпадур" 1756 года, на которой героиня представлена в окружении предметов, напоминающих о её художественных вкусах и увлечениях. При этом книга в её руках - явный намёк на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям ("После нас хоть потоп!". Помните? Та ещё интеллектуалка и сторонница просвещения!!!)



Маркиза Помпадур щедро отблагодарила художника, назначив его сначала директором гобеленовой мануфактуры (ну да, а иначе откуда бы взялся знаменитый гобелен "Пастушка"?), а затем президентом Академии художеств, присвоив ему титул "первого живописца короля".

Кроме выполнения заказов французского королевского двора Франсуа Буше постоянно обращался к изображению разного рода фривольных сцен, главными героями которых были жеманные, застенчивые пастушки или пухлые обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан.
    Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол юбочки у пастушки, кокетливо поднятая ножка купающейся Дианы, пальчик, прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, жмущиеся к ногам влюбленных овечки, целующиеся голубки и т. д.).

Что ж, Франсуа Буше прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи!





















В истории мировой живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка, картины которого зовут в мир счастья, любви и прекрасных грёз.

Оригинал взят у sergeyurich

живопись

Previous post Next post
Up