Какой там полк... бессмертная дивизия, а то и две, сегодня прошли по центральной площади в Екатеринбурге. К сожалению, у меня не было возможности сделать общий план, чтоб оценить масштабы. Но, по предварительным данным, в Екатеринбурге в бессмертный "полк" записалось в этом году больше 60-ти тысяч человек. Для сравнения: в прошлом году было 4.
Я шла внутри этой колонны, вместе со своими. Снимала лица. Василий-правнук нес портрет Василия-прадеда. Муж нес транспарант с изображением одного из своих родствеников, служивших под началом маршала Рокоссовского. Вообще, сегодня с утра было холодно и неуютно. Хорошо, что дождя не было - это сильно бы осложнило наше шествие. Но небо было напрочь затянуто облаками. Тем не менее люди все прибывали и прибывали. Колонны формировались около Главпочтамта.
Приезжали даже с маленькими детьми и инвалидами-колясочниками.
Наши волонтеры. Они следили за тем, чтоб мы шли более-менее стройно.
Наши колонны замыкали парад. Перед нами стояла техника. Вблизи смотрится жутковато.
Василий (сын) нес портрет своего прадеда - Василия Ивановича Волкова. Судьба его складывалась, на первый взгляд, классически: после военного училища в 1941 году молодой командир-артиллерист прибыл на западные границы. И буквально через день началась война. Прошел всю войну, вывел чудом (!!) свое небольшое подразеление из мясорубки и окружения в 41-м, и чудом же (!) опять после этого его не засудило собственное НКВД. Слово замолвил знакомый, чудом (!) оказавшийся рядом. Пару раз чудом оставался в живых. Один раз вдвоем с бойцом - все остальные погибли. Защищал Ленинград, пробивал его блокаду. Закончил войну 9 мая 45-го в Праге. И более того, участвовал в параде Победы 24 июня 1945 года в Москве. Если б он не вернулся, ни матери, ни меня, ни моего сына не было бы на свете.
Дима (муж) нес портрет своего двоюродного деда, Мотова Павла Ивановича, служившего под начальством маршала Рокоссовского. Он тоже прошел всю войну, а после нее был военкомом города Саранска.
Вот они, наши героические деды. Я своего деда Василия помню - как он к нам в гости приезжал и мне, маленькой попрыгушке, всякие наряды привозил. Кстати, меня назвали в честь бабушки Лиды - его жены.
А потом я просто снимала лица.
На площади, когда нас развернули лицом к трибунам и играла песня про "десантный батальон", я уже не могла снимать: сама умывалась солеными. Много было слез.
По-моему, людей с транспарантами было больше, чем наблюдающих за парадом из-за ограждений. В этом году по главному проспекту города прошел уже не полк, а бессмертная армия: по примерным прикидкам, пара десятков тысяч человек. Люди за ограждениями, в основном, смотрели на нас молча. Иногда начинали хлопать. Мне кажется, что они нам даже чуточку завидовали...