Карты в России

Jan 24, 2014 13:36






Карточная игра в России насчитывает более четырех столетий. Одно из первых упоминаний о картах есть в относящемся к XVI веку перечне мирских «неисправлений» рязанского епископа Кассияна. В вышедшем в 1649 году «Уложении» - своде законов царя Алексея Михайловича - карточная игра приравнивалась к тяжким преступлениям и жестоко каралась, вплоть до смертной казни.

Тем не менее в описях имущества царского двора XVII века карточные колоды упоминаются неоднократно - очевидное доказательство того, что двору не была чужда эта забава. По свидетельству И.Е.Забелина, в 1635 году для царской семьи были куплены па торгу молотковые карты (так назывались карты первого разбора от первых гравированных оттисков). Примерно в то же время иконнику Оружейной палаты Никифору Бовыкину «было велено вновь написать потешную игру карты по золоту цветными красками в хоромы царевичу».

Карты в Россию пришли двумя путями - через Германию и Польшу, отсюда и двойное название мастей: пики (французский вариант) и вини (немецкий вариант), трефи (французский вариант) и желуди (немецкий вариант).

В 1761 году карточные игры разделили на коммерческие (разрешенные) и азартные (запрещенные). В первых большое значение имело мастерство, умение игрока запоминать карты и игровые ситуации. В азартных играх, таких как «фаро» («фараон»), «квинтич» и «штосе», столь часто упоминающихся в русской литературе, выигрыш зависел только от фортуны. Однако, как писал в 1860 году некто Д.Зоркин в своей книге «О плутнях карточной игры», «всякая игра азартна, когда в игроках есть азарт!» Азартные игры постоянно запрещались царскими указами. Недозволенными объявлялись и коммерческие игры, если на кону были крупные деньги или имущество. Но, как говорил все тот же Зоркин, «трудно вырвать кость у собаки». Игра продолжалась.




Основной поток карточных колод шел из-за границы. В России же их изготавливали отдельные частные лица. В 1765 году, при Екатерине II, был введен специальный налог на торговлю картами в пользу Воспитательных домов в Петербурге и Москве. Пошлина на привозные карты была в два раза выше, чем на отечественные. Так продолжалось до 1798 года, когда была построена Александровская мануфактура под Петербургом. В 1817 году указом Александра I ей было дано монопольное право на производство карт. На них всегда ставился штамп с изображением пеликана, кормящего птенцов своим мясом, и надписью по-латыни или по-русски: «Себя не жалея питает птенцов».




Русские карты долгое время не отличались каким-либо явным своеобразием, повторяя европейские образцы. Но вот во второй половине XIX века Александровская мануфактура начала выпускать карты по рисункам академика исторической живописи А.И.Шарлеманя (1826- 1901).

На рубеже XIX-XX веков эскизы игральных карт выполнили художники И.О.Микешин и И.Я.Билибин. Они привнесли в этот вид графического искусства новые образы, взятые из народных сказок, и стилистику русского модерна. В 1911 году в Петербурге вышли карты «Русский стиль». Их эскизы, изготовленные на немецкой фабрике Дондорфа, были на тему последнего придворного бала в русском стиле, состоявшегося зимой 1903 года. Весь цвет русской аристократии во главе с императорской четой предстал здесь в великолепных костюмах, повторявших царские и княжеские одежды XVII века. Карты этой колоды с золотым обрезом украшала нарядная рубашка с ковровым узором.

Надо сказать, что русские карты - это не только образцы графического искусства и отражение русского быта ушедших веков. С одной стороны, умение играть в карты, наряду со знанием французского, танцами и верховой ездой, считалось признаком светской образованности. С другой - карты, бывшие, по словам П.В.Вяземского, «одной из непреложных и неизбежных стихий» в России, во многом отражали философию русской жизни XVIII -XIX веков. Это с максимальной точностью выразил персонаж лермонтовского «Маскарада»: "Что ни толкуй Вольтер - или Декарт, Мир для меня - колода карт, Жизнь - банк: рок мечет, я играю, И правила игры я к людям применяю."

Жизнь известных карточных игроков - это целая вереница занимательных авантюрных историй и исторических анекдотов. Среди них - баснописец И.А.Крылов, умный и расчетливый игрок, отдавший игре много лет, видевший в ней способ зарабатывания денег и обретения независимости. Много было написано мелом по зеленому сукну такими великими литераторами, как Пушкин, Некрасов, Достоевский. Карты превратили жизнь композитора А.А.Алябьева, гусара, ближайшего друга А.С.Грибоедова и Дениса Давыдова, в авантюрный роман.

Бесстрашный воин, рыцарь по отношению к дамам, вместе с тем - азартный игрок (карты входили в обязательный набор гусарских занятий), автор знаменитого «Соловья» воплощал в себе тот романтизированный тип гусара, который возник в общественном сознании после войны 1812 года. После ссоры за карточным столом в собственном доме он был заподозрен в убийстве. После суда композитор и гусар был лишен чинов, орденов, дворянства. Долгие 20 лет он провел в ссылке, категорически отказавшись выполнять возложенную на него епитимью - публичное покаяние три раза в неделю. Внезапные переходы от роскоши и богатства к нищете и обратно были обычным уделом карточного игрока.




В годы царствования Александра I на карточной игре лежала печать вольнодумства - император не любил ни карты, ни картежников. В представлении «золотой молодежи» это только прибавляло картам привлекательность. Карточная игра приобрела характер романтического бунта против рутинности и жестокости реальной жизни. Она была подобна маскараду, где люди, чьи лица скрывала маска, были способны на поступки и слова, немыслимые в обыденной жизни.

Карты, подобно той же маске, раскрепощали страсти и обнажали эмоции. Соответствующими были и понятия чести и честности у молодых дворян. Отдача карточного долга была как раз делом чести, поскольку кредитор в этом случае не находился под защитой закона и властей. Честь и честность представлялись понятиями разными. Честный поступок могли и презирать, если бы заподозрили человека в трусости.

Однако постепенно карточная игра утрачивала характер вольнодумства. В правление Николая I карты вновь стали обычным занятием при дворе. Им уже не суждено было исчезнуть из русского быта. Их популярность только возрастала. Автор брошюры «О карточной забаве», вышедшей в 1914 году, отмечал, что «азартными играми и особенно игрою в карты вытеснены почти все невинные развлечения. Карточною игрою ныне увлекаются и старые и малые, богачи и бедняки, высокопоставленные чины и простые рабочие». Расцвет игорного бизнеса пришелся на начало XX века, появилось множество клубов, где основным занятием стала игра в карты. Но уже никогда картам не суждено было сыграть такую роль, как в конце XVIII - первой половине XIX века.

Выигрыш или проигрыш в серьезной игре воспринимался как знак судьбы. Знаменитый игрок, бретер, авантюрист, и в то же время - доблестный герой войны 1812 года, Федор Толстой-Американец убил на дуэлях одиннадцать человек. Впоследствии, потеряв одиннадцать детей, он каждую личную утрату отмечал в поминальной книге коротким словом «квит». Жизнь свою граф закончил, будучи очень религиозным человеком, проведя остаток лет в постоянных молитвах.




Еще более таинственный флер окутывал карточные гадания в период Средневековья для предсказания судьбы люди начали использовать таро. Каждой карте в колоде, а также разным их сочетаниям и комбинациям придавался особый смысл. Среди карт выбиралась одна, которой отводилась роль оракула судьбы, а разные масти выступали в роли определенных символов: черви - это любовь, бубны - деньги, пики - ненависть, трефы - предприимчивость. Изображение фокусника означало совет, императора - волю или желание, дьявола - болезнь, звезд - надежду и т.д.

К середине XVIII века Францию захватила мода на карточные гадания, а ее апогей пришелся на период революционных потрясений, когда тысячи людей были в растерянности, обеспокоенные своим неопределенным будущим. В 1770 году появилось имя Аллиэтта (и его анаграмма Этелла), которое вскоре стало синонимом карточного гадания. За этим именем скрывался молодой и предприимчивый парижский парикмахер, сумевший удачно применить игральные карты к гаданию, придав определенные значения множеству комбинаций.

Принципиально новые карты, созданные специально для гадания, связаны с именем мадемуазель Ленорман. Умная, хорошо образованная юная особа, постоянная участница светских салонов, поэтесса, она в начале XIX века стала легендарной гадалкой. К ней обращались многие знаменитые люди не только Франции, но и всей Пиропы. Ленорман предсказала Наполеону его печальную кончину на острове Святой Елены, предрекла судьбы императрице Жозефине, Дантону, Талейрану; от русского царя Александра I за свои гадания получила перстень с огромным бриллиантом.

В России гадательные карты появились тоже в XVIII веке. В основном они представляли собой черно-белые или раскрашенные гравированные картинки с надписями. Много было рукодельных карт с надписями, содержание которых полностью зависело от таланта и грамотности автора. В одной из самодельных колод на карте под значением короля, например, было написано: «король винной. 1. Великое сердце имеет на тебя тот о ком ты думаешь. 2. Вы в щастии пребывали как лоза расцветала. 3. Новый любовниц у вас будет».



Повальное увлечение карточными гаданиями в пушкинскую пору охватило «золотую молодежь». Петербургская гадалка Александра Филипповна Кирхгоф, за свое имя получившая у молодых повес кличку «Александр Македонский», была в России не менее популярной личностью, чем мадемуазель Ленорман у себя на родине. Русская гадалка прославилась в истории том, что предсказала А.С.Пушкину гибель в возрасте 37 лет «от белой лошади или белого человека».

По отзывам друзей, поэт имел страсть выпытывать будущее и был убежден, что «ведьма не могла обмануть». Заядлые дуэлянты сделали особым ритуалом обязательный визит к гадалке Кирхгоф накануне поединка. У этой гадалки побывал весь светский Петербург. Уже после гибели Пушкина юный М.Ю.Лермонтов услышал от нее дату своей смертельной дуэли, как оказалось, предсказанную с поразительной точностью.

В то же время вера в предсказания иногда принимала самые трагикомичные формы. М.И.Пыляев описывает известную в тридцатые годы XIX века одну оригинальную личность, «которая где бы ни появлялась, сейчас же засыпала». Это был очень богатый помещик. Сонливое же состояние его объяснялось тем, что в молодости, будучи в Париже, он побывал у Ленорман, которая решила позабавиться над недалеким визитером, предсказав ему смерть в собственной постели. После возвращения он выб]юсил из дома все постельные принадлежности. С тех пор всюду стала появляться его постоянно дремлющая личность, не имевшая никакой возможности отдохнуть в постели. «Перед кончиной, несмотря на его последние усилия, на жалобный стон, на слезящиеся глаза, его все-таки силой уложили в кровать. Предсказание Ленорман сбылось после пятидесятилетнего добровольного нравственного мученичества».

Однако, как и карточные игры, гадания могли быть просто способом проведения досуга или выражением сентиментальных настроений. Е.И.Сабанеева в своих «Воспоминаниях о былом» писала: «Дорогая сестра Сашенька, та никогда не могла выйти из сферы гаданий, толкований снов и разных предчувствий. Она была с детства слабого здоровья: ее так берегли и нежили. Она всегда вела очень праздную жизнь; я ее, право, иначе и не помню, как или в бальном платье, такой прелестной с ее классической красотой, пли же в постели. Понятно, что ее страсть - гадать, мечтать и предчувствовать - была потребностью для того, чтобы сокращать время».



Во второй половине XIX века в России издавалось множество вариантов гадательных карт - это и многочисленные переиздания карт Ленорман, и карты по системе профессора Сведенборга, колоды с изображениями небесных созвездий, карты с различными сюжетными изображениями, сопровождавшимися пословицами и поговорками, которые толковались как предсказания будущей жизни.

Первые карточные игры предполагали участие четырех игроков. Играли, вероятно, за квадратными столами. Сохранившиеся в западноевропейских коллекциях ранние столы квадратной формы на столбообразных ножках, по-видимому, использовались и для этих целей. Письменные источники донесли до нас сведения о том, что для удобства игральные столы покрывали коврами или бархатом. Такие скатерти на больших квадратных столах можно видеть и на редких, дошедших до нас изображениях карточных игр, относящихся к XVII веку.

На форму стола определенно влиял и характер той или иной карточной игры. Распространившийся в XVII столетии сначала в Испании, а затем и по всей Европе омбр (ломбер) был игрой одного главного игрока с двумя противниками, что отразилось на форме специального асимметричного стола с выемками на столешнице для каждого из них. Стол для игры в ломбер мог быть и треугольным. Интересно, что отголоски этой игры, забытой уже к середине XIX века, сохранились в названии всех карточных столов последующих лет - теперь они называются ломберными.

Ломберные столы были одними из наиболее подвижных деталей интерьеров. Стилистически связанные с господствующим стилем, они не были привязаны к архитектурному убранству того или иного помещения, как многие другие произведения мебельного искусства. Часто перемещаемые из одной комнаты в другую, они имели самостоятельное значение и их часто богато декорировали.

В Россию ломберные столы попали в начале XVIII века. Хотя сам Петр I карт не любил, многие его сподвижники, в том числе Александр Меньшиков, наряду с шахматами увлекались и карточной игрой. Именно с тех пор карты начали занимать досуг русской аристократии. Особо популярными они стали в эпоху правления Екатерины II. Редкий дворянский дом обходился без карт, а ломберные столы были обязательной деталью обстановки. В гостиных днем они стояли под трюмо и выполняли роль подзеркальных столов, чтобы вечером выйти на середину комнаты и объединить игроков в этом всеобщем увлечении.



Сама Екатерина вечерами проводила много времени за карточным столом. «Макао», «бостон», «пикет» в кругу приближенных скрашивали долгие вечера великой императрицы. Поскольку денежные ставки законодательно запретила сама Екатерина, игра по обыкновению шла на бриллианты. Часто интимный кружок императрицы собирался в Бриллиантовой комнате дворца, где между прочими драгоценностями хранились скипетр и держава, на стол высыпалась горка драгоценных камней, и начиналась игра из расчета сто рублей за карат.

Карты были почти обязательным занятием на балах для нетанцующих гостей. Екатерина II приказывала ставить ломберные столы для себя и своих карточных партнеров прямо среди танцующей публики. Ирм ее внуке, императоре Александре I, обстановка балов богатых и знатных вельмож часто представляла собой следующую картину, описанную М.И.Пыляевым: «Зал освещался множеством восковых свеч, горевших в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках.

По двум сторонам зала, у стен стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежало по две колоды нераспечатанных карт. Музыканты размещались у передней стены, на длинных, установленных амфитеатром скамейках: когда гостей съезжалось достаточно, то музыка открывала бал польским, при торжественных случаях - с аккомпанементом хора певчих. Протанцевав минут пять, знатнейшие особы садились за карты, а вместо них начинали отличаться молодые».




Вист, ломбер, брелан, макао, экарте и многие другие игры занимали досуг обитателей и дворцовых
покоев, и скромных домов мелкопоместного дворянства. П.В.Вяземский писал: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас». В интерьерной живописи первой половины XIX века часто можно увидеть ломберные столы. А в гостиной П.В.Нащокина, друга Пушкина, изображенной на картине художника Н.И.Подключникова, ломберный стол занимает почетное место преддиванного.

Общественная жизнь в первой половине XIX века сопровождалась карточной игрой не только в России. Вот как в 1826 году выглядел салон леди Гренвил, жены английского посла в Париже: «Мы открываем для гостей весь первый этаж. В оранжерее - ковер на алой подкладке, полторы дюжины диванов; температура та же, что и в жилых комнатах; в бальной зале и гостиных сняты все двери и выставлены окна. На втором этаже открыты три салона, в зеленом салоне пять столов для виста и для экарте, в парадной светло-желтой спальне газеты и альбомы. Внизу в первой столовой до ужина буфет. В час откроется большая столовая с горячим и холодным ужином».




Популярность карточной игры способствовала появлению ломберных столов и в не совсем типичных местах. Когда, начиная с эпохи Реставрации, на французских курортах начали обустраивать постоялые дворы и гостиницы, хозяева - для привлечения богатой, в том числе русской публики - старались создать привычную для нее атмосферу. В каждом номере стояли диван, кресла, пианино и несколько столов для карточной игры. Образцом для французских курортов стал немецкий Баден, и все силы были брошены на то, чтобы переманить к себе богатую и элегантную публику.

Ломберные столы были и непременным атрибутом обстановки клубов, из которых самым известным в России считался Английский клуб. Карточная игра была одним из основных занятий его членов.
Ломберный стол - предмет мобильный и чрезвычайно удобный. Это позволяет использовать его для разных целей. Нередко в кабинетах или библиотеках по вечерам он собирал игроков, а днем был обычным рабочим столом. Удобство и многофункциональность этого предмета делает его вполне жизнеспособным и в современном интерьере.

"Антиквариат"

историческое

Previous post Next post
Up