Чему может научить Абрамович?

Sep 02, 2011 15:54

Очередной комментарий на РНЛ

Президент России Дмитрий Медведев намеревается призвать российских долларовых миллиардеров проводить в школах уроки на тему «История жизненного успеха». «Есть идея: я позову представителей наших крупных предпринимательских кругов, в основном людей, чье состояние начинается, скажем, от миллиарда долларов, и скажу, чтобы все начали преподавать в школах», заявил Медведев 31 августа, на заседании комиссии по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политики.

Мы попросили прокомментировать неожиданную инициативу главы государства известного петербургского священника, настоятеля храма Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова.

«Страшно становится за судьбу своих детей, своей страны, когда читаешь про подобные "инициативы"... Если бы такую идею высказал какой-нибудь публицист или блоггер, можно было бы улыбнуться, но когда ее высказывает глава государства - действительно становиться не по себе.
Идея не только неожиданная, но и небезопасная, ибо она имеет четкий идеологический подтекст. Ведь в ней сформулирован конкретный критерий понятия «жизненный успех». Это по Медведеву «состояние, которое начинается, скажем, от миллиарда долларов» и выше. В этой идее именно деньги являются целью и содержанием «жизненного успеха». Т.е. жизнь удалась, если у тебя есть миллион. А если нет - жизнь прожита зря. Подобных идей «жизненного успеха» на Руси ещё не высказывали. Поэт Некрасов зря мучился вопросом: «Кому на Руси жить хорошо?». Теперь главный вопрос нашего бытия «что делать?» решен раз и навсегда.
Здесь впору вспомнить и Достоевского, который побывав в Европе и увидев там, что «жизненный успех» европейца основан на миллионе, спрашивал: «Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает все что угодно, а тот, с которым делают все что угодно».
Видимо, глава государства проговорился и высказал своё нравственное кредо.
Это очень печально, поскольку примеры «жизни замечательных людей» последних десятилетий с подобным «жизненным успехом» могут только окончательно деморализовать наше общество. Понятно, что все никогда не смогут стать олигархами. Призывать следовать по их стопам - это значит как раз обрекать людей на заведомый «неуспех» и «неудачу». У нас до сих пор не дана нравственная оценка «жизни и деятельности» простого олигарха и цена его миллионов. Но очевидно, что стать богатым в 90-е годы можно было только переступив моральные понятия, отрицая понятие совести, забыв заповедь Божию о любви к ближнему.
Сама постановка вопроса «учить на примере других», безусловно, имеет смысл, ибо на этом основана педагогика. Всегда учатся на примере своих предков и современников, детям как раз и не хватает такого идеала. Уже сколько раз употребляли формулы «брошенное поколение», «потерянное поколение», «поколение без идеала». Видимо, идея нового предмета и является попыткой ответа на эту проблему. Но неужели у нас нет и не было более достойных примеров для подражания? Почему мы не вспоминаем историю Государства Российского? Почему забыты наши великие предки, которые действительно достигали великих успехов в жизни, причем их успех не был отделен от успеха народа и Отечества?
Думаю, что идея урока «История жизненного успеха» рождена тем, что у нас история России зачастую преподносится как «история города Глупова». И, естественно, что в таком виде она не является для наших школьников источником вдохновения и подражания. Но думаю, что на самом деле надо вводить не предмет «история жизненного успеха», а подумать о положительном преподавании истории нашего народа. В ней есть колоссальные образы и фигуры, которые действительно с нуля достигли того, что сейчас называют «жизненным успехом». Это и Семен Дежнев, казак, который, по сути, присоединил Дальний Восток к России, и Михаил Ломоносов, пришедший в Москву из Архангельска в лаптях и ставший одним из основателей Московского университета. Это и русские первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен и Лазарев, это и великие полководцы Суворов, Нахимов, Ушаков. Это и наши Государи, которые достигли действительно великих успехов в созидании нашего Отечества во главе народа и вместе с народом, а не отдельно и не в ущерб ему. Это и ученые - Менделеев, Попов, трудившиеся во славу Отечества. А разве Гагарин не достиг ли вершин жизненного успеха?! Все они не были миллиардерами. Поэтому нам нужен в школе предмет «история успеха русского народа», и тогда не понадобятся эти надуманные, вымороченные предметы, которые ничего, кроме антиидеала и антиобраза человека, привить не смогут. Не нужно изобретать новых героев в стране с тысячелетней историей, а нужно открыть наши исконные ценности и образы, которые обладают колоссальным духовным потенциалом. Если бы наши школьники знали наших подлинных национальных героев, то и не было бы потребности в доске почета для олигархов.


дети, история, Россия

Previous post Next post
Up