Сегодня 12 сентября 2010 года,
в неделю 16-ю по Пятидесятнице, в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Свято-Успенского кафедрального собора г. Ярославля, а затем возглавил первую Божественную литургию в возрожденном храме.
Свое 1000-летие Ярославль встретил более чем достойно - возведением величественного собора. Хочу рассказать о том, как начиналось строительство этого храма.
Начать нужно с в начале 2003 года Петербурге прихожанка храма Леушинского подворья р.Б.Людмила сказала мне, что хочет пожертвовать икону Божией Матери. Причем сама она родом из селения близ Рыбинска, затопленного Рыбинским водохранилищем вместе с Леушинским монастырем. Мы договорились, когда она принесет свой дар. Я, признаюсь, не ожидал, что это будет какая-то особая икона, но когда я ее увидел в храме, был поражен. Икона была большая, храмовая, и невооруженным глазом было видно, что древняя - как оказалось, XVII века. Это была редкая икона Ярославской Богоматери.
Тогда я подробно расспросил, как этот образ попал к ней. Оказалось, что у нее есть крестник Сергей, по профессии иконописец и реставратор. И он нашел эту икону где-то под Ростовом в селе в сарае, отреставрировал и подарил своей крестной матери в память о ее родине. Людмила преподнесла икону в храм в память о своей затопленной деревне.
Мы сразу полюбили эту икону, собрали исторические сведения о ней. Икона была явлена на Руси в первые годы татаро-монгольского ига и была помещена в Успенский собор в Ярославле, где для нее был устроен особый придел. Потом я познакомился с реставратором Сергием и узнал, что икона после реставрации не была освящена. Вот тогда-то у мнея и возникла мысль взять икону на очередное Леушинское стояние и освятить на Ярославской Земле на берегу Рыбинского водохранилища, чтобы она нам действительно напоминала затопленную Русь.
В 2003 году наша паломническая поездка на Леушинское стояние включала в себя посещение основанного св. Иоанном Кронштадтским Вауловского скита, который отмечал в том году 9 июля свое 100-летие.
После Леушинского стояния в Мяксе мы с целым автобусом паломников отправились в Ваулово на праздничную службу, которую возглавил назначенный на Ярославскую кафедру менее года назад епископ Кирилл. После Литургии по обширной территории скита совершался крестный код, который проходил и по т.н. «Аллеи св. Иоанна Кронштадтского». Эту аллею насадил летом 1908 в последний свой приезд сам Всероссийский пастырь. Она представляет собой дорожку, обсаженную с двух сторон старыми липами, в конце которой был установлен поклонный крест. И вот как раз на этой дорожке Дорогого Батюшки и произошло событие, имеющее отношение к возрождению Успенского собора. Когда владыка освятил крест, крестный ход развернулся и последовал назад, и здесь владыка увидел группу наших прихожан с иконой Ярославской Богоматери. Он оказался лицом к лицу с Ярославской иконой Божией Матери, остановился, как бы удивленный, а вслед за ним остановился и весь крестный ход. Владыка перекрестился, приложился, а потом громко спросил: «Чья это икона? Откуда она?»
Надо сказать, что до этого я с владыкой Кириллом не был знаком. Подойдя к владыке, я сказал, что мы - паломники из Петербурга, с Леушинского подворья, совершаем паломничество к затопленному Леушинскому монастырю, заехали на праздник в Ваулово. Я - настоятель храма Леушинского подворья, и икона это - наша. Мы привезли ее, чтобы освятить на берегу Рыбинского водохранилища после реставрации. Я понял, что владыку очень заинтересовала наша икона, и почувствовал, что он ее может попросить. Не скрою, мне было жалко ее.
Владыка действительно обратился к мне: «Отец Геннадий! Я - Ярославский архиерей, а у меня во всем Ярославле нет ни оной Ярославской Богоматери».
Он опять многозначительно посмотрел на икону. А потом он попросил меня подойти после крестного хода - побеседовать. Крестный ход продолжился, и мы понесли Ярославскую Богоматерь дальше, переглядываясь друг с другом. Прихожане спрашивали: «Ну что, батюшка, отдадим икону?»
Владыка действительно потом спросил, не мог бы я передать этот образ в Ярославскую епархию. Я обещал подумать, имея в виду то, чтобы обсудить эту тему с нашей жертвовательницей Людмилой.
Мы с иконой вернулись в Петербург, но я чувствовал, что икона сама направляет свои пути в град Ярославль. Людмила мне сказала: «Как, батюшка, Вы благословите, а я не против». Я сообщил владыке через секретаря архимандрита Вениамина (ныне епископа Рыбинского) о нашей готовности передать образ.
После этого я еще раз приезжал в Ярославскую епархию, чтобы обсудить все детали принесения иконы. Мы решили, что привезем икону на автобусе с паломнической группой прихожан. Владыка благословил меня подготовить и издать отдельной книгой историческое описание Ярославской иконы Божией Матери, а также составить тропарь и кондак. Как ни странно, у древней иконы их не было. А также издать открыткой саму икону для раздачи верующим Ярославля.
Все было готово к Покрову 2003 года Иенно на этот праздник мы и привезли в Ярославль древний образ. Перед тем, как принести его на вечернюю службу в Федоровский собор, мы решили побывать с иконой на месте разрушенного в 1930-е гг. Успенского собора, в котором и пребывала явленная чудотворная икона Ярославской Богоматери. На этом месте, на стрелке рек Которосли и Волги, в большом городском парке, ничто не напомнило о стоявшем здесь когда-то соборе, кроме большого памятного камня. Мы поставили икону у камня, помолились пред нею, высказали мысль о том, как хорошо было бы, если был восстановлен этот храм, но эта идея казалась совершенно нереальной.
Икону встречал владыка Кирилл у Федоровского, тогда кафедрального собора с сонмом духовенства. Никогда не забуду, как владыка, стоя во вратах церковной ограды и увидев образ Ярославской Богоматери, неожиданно отделился от всего духовенства и быстрым шагом направился Ей навстречу. И приняв на плечи носилки с иконой, сам внес ее в ограду и в храм.
Икона была поставлена в центре Федоровского собора рядом с праздничной иконой Покрова, и пред ней служилось всенощное бдение. Чувствовалось, что владыка был растроган до слез этим событием. В проповеди на этой службе владыка неожиданно сказал такие слова: «Сегодня к нам пришла Ярославская Богоматерь - покровительница нашего города И я сегодня пред этой иконой разрешил один давно мучивший меня вопрос. Многие в Ярославле говорят о необходимости восстановить кафедральный Успенский собор в центре города. И обращаются ко мне с этим вопросом. Мне казалось, что это - невыполнимая задача. Тем более, что многие другие храмы остро нуждаются в реставрации и восстановлении. И я не мог решить, нужно ли сейчас браться сейчас за это дело. И вот увидев сегодня этот древнейший известный список Ярославской Богоматери, я понял, что мы должны восстановить тот храм, который был домом Ярославской Богоматери».
Владыка сказал эти слова с таким глубоким чувством и такой убежденностью, что в тот момент не возникло никакого сомнения в том, что храм будет восстановлен. Но кто бы мог подумать, что эта идея начнет осуществляться буквально на другой день. Тогда в епархиальном управлении проходило учредительное собрание благотворительного фонда «Золотые купола» по подготовке к празднованию 1000-летия Ярославля. В епархиальном управлении собрались отцы города, директора крупных предприятий, которые готовы были оказать помощь в возрождении святынь Ярославской Земли. Владыка благословил принести прямо в зал нашу икону Ярославской Божией Матери, и одним из первых вопросов поставил возобновление Успенского собора в Ярославле.
А буквально спустя год на месте разрушенного камня была произведена закладка нового Успенского собора. Причем совершил ее митрополит Кирилл - нынешний Патриарх - в сослужении с Ярославским архиереем и духовенством.
По приглашению владыки Кирилла группа наших прихожан также приезжала на это событие.
Икона по благословению владыки Кирилла была помещена в ближайшую к месту строительства церковь «Спаса на городу», откуда икону в ее праздник крестным ходом приносили к строящемуся храму.
Сегодня завершилось это великое и святое дело, которое нельзя иначе назвать, как чудом Божиим на Русской Земле. Но для меня это еще и чудо Божией Матери «Ярославской», которая обрела Свой дом в граде Ярославле.
Ярославская икона в Толгском монастыре
За 2 часа до службы икона была принесена на место Успенского собора Ярославля
Передача иконы. Крестный ход с паломникми из Петербурга направляется к Кафедральному собору Ярославля
Навстречу крестному ходу выходит собор священнослужителей во главе с архиепископом Кириллом
Под пение тропаря Ярославской иконе, она была торжественно внесена в Феодоровский собор
Ярославская икона в Феодоровском соборе
После всенощного бдения на праздник Покрова
Паломники из Петербурга после Божественной Литургии в Ильинском соборе
см.также:
Ярославская Заступница