Твоя Леушинская История. Мое последнее интервью на Леушинском подворье

Oct 19, 2017 20:54

Есть такой журнал - «Твоя История». Где-то больше года назад ко мне обратилась редакция этого журнала с просьбой рассказать об истории Леушинского монастыря. У кого, что болит, тот, о том и говорит. Я конечно, согласился. Со мной беседовала корреспондент Ольга Чапаева. Это было мое последнее интервью в статусе настоятеля храма Леушинского подворья. Недавно я его обнаружил в электронной версии журнала (http://yourstoryinhistory.com/2016/04/22/art/), причем совершенно случайно, но очень даже кстати. Есть что опубликовать к 175-летию со дня рождения Дорогой Матушки Игумении Таисии.

Предлагаю Вашему внимание это ставшее уже историческим для меня мое последнее интервью.

Подворье Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге

Сегодня под водами Рыбинского водохранилища покоится одна из величайших русских обителей - Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный в 1875 году недалеко от реки Шесны между Череповцом и Рыбинском.

В годы своего величия он числился одним из трех «женских лавр» Российской Империи, наряду с Дивеево и Шамардино. Своей славой он был обязан образованной и просвещенной настоятельнице - игуменье Таисии (Солоповой), родственнице А. С. Пушкина. Игуменья Таисия являлась самой близкой по духу и верной духовной дочерью отца Иоанна Кронштадтского.

По его благословению в 1891 году матушка приобрела в столице участок под строительство Иоанно-Богословского подворья Леушинского монастыря. Здание было выстроено в русско-византийском стиле по проекту архитектора Николая Никитича Никонова (1849-1916). Зодчий взял за образец древние ярославские храмы XVII века. 21 ноября 1894 года в сослужении отца Иоанна Кронштадтского состоялось освящение главного храма подворья - Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Здесь почти 14 лет служил о. Иоанн Кронштадтский, а после закрытия Леушинского монастыря на территории подворья сосредоточилась вся духовная жизнь обители. Поражает тот факт, что в центре Петрограда почти 10 лет под видом прихода реально действовал женский монастырь. В 1932 году последние монахини были арестованы, а весь комплекс подворья был передан в ведение психоневрологического диспансера. В 1995 году митрополит Иоанн (Снычев) обратился к властям с просьбой о передаче здания Церкви. Храм Иоанна Богослова был возвращен в 2000 году, но весь архитектурный комплекс подворья был передан лишь в 2008 году. В храм вернулись великие святыни монастыря: выносной Крест с мощами св. Иоанна Предтечи, молельный образ игуменьи Таисии, икона Св. Троицы, написанная на древе Мамврийского дуба, Свято-Крестовская икона Божией Матери, «Спас Плачущий» из Леушинского монастыря. В настоящее время трудами прихожан и благотворителей зданию подворья возвращена историческая планировка, ведется активная реставрационная работа: отреставрирован ансамбль росписей XIX века в куполе храма и уникальные росписи на паперти. Особо почитаемым образом на подворье является икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» - поясное изображение Богородицы размером около четырех метров украшает фронтон храма со стороны Озерного переулка.

Журнал «Твоя История» побеседовал с настоятелем Иоанно-Богословского Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге, протоиереем Геннадием Беловоловым.

«Твоя История»: Отец Геннадий, история основания Леушинского подворья в Санкт-Петербурге тесно связана с именами св. Иоанна Кронштадтского и его духовной дочери игуменьи Таисии. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

Протоиерей Геннадий Беловолов: 
Иоанн Кронштадтский для Леушинского подворья был больше чем основатель и благотворитель. Матушка Таисия в книге «Беседы с отцом Иоанном» описывает, как она обратилась к нему с просьбой быть молитвенником о Леушинском монастыре, а батюшка ответил: «Буду вашим всегдашним молитвенником». "Всегдашний" - значит, что и в этой жизни, и в будущей. С игуменьей Таисией его связывали глубокие духовные отношения и столь глубокое взаимное смирение, что каждый считал другого своим духовным наставником. Матушка Таисия стала для отца Иоанна его правой рукой в основании монастырей, и он благословил её на устройство подворья в центре города. Этот храм о.Иоанн посвятил своему любимому святому - Иоанну Богослову, и в 1894 году участвовал в его освящении. О. Иоанн очень любил здесь служить и после службы обычно писал письмо в Леушинской монастырь самой матушке Таисии. После его кончины она в 1909 году издала эти письма отельной книжечкой. По письмам оказалось, что за 14 лет он отслужил более 100 литургий. Из всех храмов Петербурга отец Иоанн именно на Леушинском подворье служил более всего. Каждвй раз он при этом произносил проповеди, так что их набралось на целый сборник, который мы собрали и издали - «Проповеди отца Иоанна на Леушинском подворье». В них он подчас с особой силой и вдохновением говорил о страшных временах, грядущих на нашу страну. В одном из таких пророчеств он сказал, что близится "страшная катастрофа", а игумения Таисия, бывшая на этой службе, спросила, доживет ли она до неё? О. Иоанн ответил: «Нет, матушка, мы с тобой до этого не доживем, а вот они все - и он указал на всех сестер и прихожан - они все это увидят».
На подворье было устроено три придела. Два из них были освящены, а левый так и остался неосвященным до закрытия монастыря.
С этим связана интересная история. Когда подворье было открыто вновь, сюда пришла "последняя леушанка" Ирина Алексеевна Потапова, ей было уже 90 лет. Она посещала храм ещё девочкой в 1920-ые годы и рассказала нам, что матушка Таисия хотела освятить левый престол в честь Иоанна Кронштадтского. Сейчас у нас идут реставрационные работы, и после их завершения мы предполагаем этот престол освятить в честь Дорогого Батюшки. (Мне сказали, что недавно, установленный уже престол по приказу м.Евфроснии, рабочие убрали)

О. Иоанн ответил: «Нет, матушка, мы с тобой до этого не доживем, а вот они все - и он указал на всех сестер и прихожан - они все это увидят».

«Твоя История»: 
В 2008 году Церкви было возвращено всё здание Леушинского подворья. До этого община делила помещение с лечебным учреждением, приспособившим здание под свои нужды. С какими трудностями Вам пришлось столкнуться при выполнении восстановительных работ. Сохранилось ли что-то в первоначальном виде?

Протоиерей Геннадий Беловолов: 
После закрытия подворья в 1932 году здесь был размещен Ленинградский областной психоневрологический диспансер. Мы получили в наследство здание настолько перестроенное, что пришлось по крупицам восстанавливать историческую планировку. Здание состоит из двух корпусов по четыре этажа, оно было приспособлено для нужд именно монастырского подворья. В советское время кельи были превращены в лечебные кабинеты, часовня - в процедурные залы, храм был разделен междуэтажным перекрытием на два этажа, а в нем был устроен цех трудотерапии. Вначале пришлось очень много ломать, и это была трудная борьба с наследием безбожников. Проводить такие работы в центре исторической застройки было очень сложно, демонтаж занял около четырех лет. Я хочу поблагодарить всех тружеников: ветерана чеченской войны, раба Божия Алексея Корнякова, клуб миксфайтеров имени Александра Невского во главе с Эдуардом Широбоковым, всех наших прихожан и православных верующих, к чьей помощи мы прибегали. В куполе обнаружился ансамбль росписей ХIХ века, повторяющих росписи в храме Христа Спасителя. При проведении штукатурных работ в нишах на паперти мы также неожиданно обнаружили росписи. Реставраторами были открыты изображения двух Ангелов: Ангела ночной молитвы и Ангела дневной молитвы, а также три лика святых. В центре - редкая святая, Царица Феодора, возможно, что игуменья Таисия тем самым благословила почтить мать о. Иоанна Кронштадтского, которую звали Феодора. Слева - изображение мученицы Агнии, так звали преемницу игуменьи Таисии, а справа - Святой Антоний Римлянин. В историческом описании монастыря указывается, что одной из святынь подворья была большая частица мощей преподобного Антония Римлянина, поэтому здесь он особенно почитался. Все росписи выполнены монахинями Леушинского монастыря. Кроме этого, сохранился паркет в алтаре, на котором молился Иоанн Кронштадтский, и мы посчитали, что он представляет духовную и историческую ценность. Сейчас наша задача - восстановить высокий резной иконостас, паникадила, люстры, поломанные балясины на лестнице, настелить плиткой или камнем полы в храме. Пока идут восстановительные работы, мы оборудовали бывшую трапезную под малый храм и служим постоянно в нем.

Реставраторами были открыты изображения двух Ангелов: Ангела ночной молитвы и Ангела дневной молитвы, а также три лика святых. В центре - редчайшая святая, Царица Феодора.

«Твоя История»: 
Живое участие в возрождении храма принимал известный артист, директор Большого драматического театра Кирилл Юрьевич Лавров. Он был прихожанином храма Иоанна Богослова?

Протоиерей Геннадий Беловолов: 
Первые годы прихожан у нас было немного, и помощи особой ни от кого не получали. Однажды наша прихожанка сообщила, что в одной из программ показывали Лаврова, который говорил, что крещен в нашем храме. Я это уточнил и, позвонив в БДТ, спросил, действительно ли Кирилл Юрьевич там крестился. Мне это подтвердили, и я пошутил: «А свидетельство о крещении у него есть?». «Нет», - ответила его секретарь. «Ну, так пусть приходит, и мы ему вручим». Видимо, шутка понравилась, и ему ее передали. Мне позвонили из БДТ и сказали, что Кирилл Юрьевич хотел бы посетить храм в свой день рождения - 15 сентября. Я волновался, тем более не знал степень его церковности и стиль общения. Еще с молодости, а потом уже будучи сотрудником Музея Достоевского, я почитал этого актера, прежде всего как создателя сильного образа Ивана Карамазова. Когда Лавров переступил порог храма, то сразу перекрестился, и я понял, что самое главное у нас - общее. Он был человеком чрезвычайно тонким, внимательным с другими людьми и никогда не давал почувствовать своего величия. Он сразу попросил рассказать о храме и его святынях и пробыл у нас два часа. Кирилл Юрьевич сообщил, что, просматривая дневники своей матери, узнал, что крестили его 4 октября 1925 года. Теоретически можно было предположить, что его крестил, в это время настоятелем был о. Федор Окунев. Кирилл Юрьевич сказал, что помнит батюшку. Конечно, не в момент крещения, но они жили в доме напротив по Озерному переулку и еще шесть-семь лет посещали храм. Тогда мы провели эксперимент: положили на стол фотографии нескольких священников, и Кирилл Юрьевич указал на отца Федора. Он был обрадован тем фактом, что о. Федор являлся дальним родственником А. С. Пушкина (по своей матушке), и, узнав, что мы готовим к крест памяти о. Федора, попросил пригласить его на установку в Левашовскую пустошь, где он был погребен после расстрела в 1937 году. После этого Кирилл Юрьевич не раз бывал у нас в храме, приходил на службы.
Однажды побывав на одном из первых Таисиинских концертов, которые проходили в Концертном зале у Финляндского вокзала, он сказал, что хочет помочь родному храму и предложил сцену БДТ в наше распоряжение для проведения Таисиинских концертов. Там мы стали проводить Таисинские вечера на знаменитой сцене БДТ. На них мы представляем богатое литературное наследие матушки. Благодаря этой сцене нам удалось пригласить самых известных актеров - В. Золотухина, В. Толкунову и др. Вечера стали для нас как духовной поддержкой, многие узнали о подворье; так и материальной, так как пожертвования позволили продвинуть реставрацию. Последний раз Кирилл Юрьевич выступал на вечере незадолго до смерти и подвел своего рода духовный итог, он как будто на исповеди сказала на высокой сцене о том, что "человек живет верой". По его завещанию его отпевание проходило на Леушинском подворье, на нем присутствовали многие высокие лица и актеры БДТ. Отпевание было каким-то светлым... В проповеди я сказал, как Кирилл Юрьевич любил свой храм и всячески прославлял его, даже после смерти своим отпеванием прославил его, собрав здесь множество известных людей. Благодаря ему о подворье узнали многие представители петербургской интеллигенции и культуры. А Таисинские вечера были поддержаны новым руководством театра и до сих пор проходят в БДТ. (Теперь уже проходили!) Немногие театры могут похвалиться такой помощью в возрождении Церкви.

«Твоя История»: 
Первым прославленным в ХХI в. образом Божией Матери стала икона с необычным названием «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Известно, что особый список с этой иконы был предназначен и для космодрома Байконур. Расскажите, как этот образ связан с Леушинским подворьем?

Протоиерей Геннадий Беловолов: 
Наш храм связан с этой необычной иконой, написанной в Леушинском монастыре ещё в XIX веке, но прославленной уже в ХХI. Она является списком с иконы Похвалы Божией Матери, выполненным специально для о. Иоанна Кронштадтского, и на нем по благословению игуменьи Таисии были начертаны слова «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Интересна её иконография: на этой иконе Матерь Божия несет и предлагает нам Своего Божественного Сына, а Сам Богомладенец распростер свои руки, желая заключить нас в объятья. По церковному преданию икона была у о. Иоанна в Кронштадте, затем он передал её будущему подвижнику Серафиму Вырицкому, который молился перед ней на камне в годы гонений на Церковь. Серафим Вырицкий в 1930-ые годы опасался, что его могут арестовать, и передал икону своей духовной дочери, монахине Варсонофии, предсказав, что к ней придет Херувим, и она должна будет отдать этот образ ему. В начале 1960-ых годов в Ленинград приехал молодой иеромонах с редким в русской традиции именем Херувим и, услышав, что у некой монахини есть такая икона, пожелал её увидеть. А когда увидел, то попросил передать её ему на хранение. Ныне архимандрит Херувим живет сейчас в скиту под Киевом (сейчас в Чернигове), он рассказывал нам эту историю, а в 2006 году приезжал в Петербург и выступал на Таисинских вечерах. Он хранил икону почти 35 лет, а когда в перестройку стали возвращать храмы, заехал в новооткрытый монастырь Св. Георгия близ города Козелец в селе Даневка и, увидев, что сестры молятся среди стен с отбитой штукатуркой, передал эту икону им. К иконе стали приезжать, молиться и получать исцеления, а факты исцеления стали собирать, материалы были представлены в Синод. Прославление иконы стало её вторым явлением. Для нашего Леушинского подворья - это самая чтимая икона, у нас в храме присутствует несколько её списков. Даже на наружном фронтоне храма есть большой список в византийском стиле. Как-то я познакомился с настоятелем храма Св. Георгия на Байконуре, у нас возникла мысль, что нужна какая-то особая икона для космонавтов. Я вспомнил, что у нас есть космонавт-художник Алексей Архипович Леонов. Он - первый человек, вышедший в открытый космос из корабля. Возникла мысль, чтобы именно Алексей Леонов написал икону. Алексей Архипович сразу согласился. Важно отметить, что он - пейзажист, поэтому мы обговорили, что лик напишет профессиональный художник-академист. Мы выбрали образ «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Я побывал в гостях у Леонова, и, когда увидел все его работы, понял, что он сможет написать выдающийся образ. Икона уже написана, и такой иконы еще не было хотя бы потому, что космонавты никогда икон не писали. Теперь необходимо сделать на ней иконографические надписи и обрамить её в киот. В настоящее время Алексей Леонов написал еще две иконы для всех трех космодромов России

«Твоя История»: 
Сегодня при храме открыты различные учебные курсы, подворье занимается издательской деятельностью. Расскажите подробнее о том, как продолжаются традиции Леушинского монастыря на его подворье.

Протоиерей Геннадий Беловолов: 
Леушино - это целое духовное явление, наследие которого нужно хранить, являть и преумножать. Богатое творческое наследие игумении Таисии подтолкнуло нас к издательской деятельности. Наше издательство - «Леушинское подворье» - тематическое, небольшими тиражами мы уже издали около 200 книг. Одна из последних книг - «Келейные записки» - издана в академической типографии «Наука». Необходимость реставрировать и писать иконы привела к тому, что у нас возник кружок реставрации и иконописания. Но сейчас, в связи с ремонтом, он временно переселился в другой храм. Мы основали курсы церковного чтения. Из истории монастыря узнали, что в обители существовал особый чин "неусыпающего акафиста": в особой часовне сестры, сменяя друг друга, непрерывно читали акафист - и это чтение продолжалось почти 40 лет. Такой пример вдохновляет. Мы решили хотя бы раз в неделю, по субботам, с утра до вечера непрерывно читать акафист - и у нас эта традиция существует уже 15 лет.
Как видите, подсказки для начинаний мы находим в истории обители. В нашем храме существует кружок древнерусского знаменного песнопения (уже не существует!): особенность его в том, что пение совершается, как и в старину, по крюкам. В нашем городе есть несколько мужских знаменных хоров, а наш, один из немногих, женский. У нас есть планы провести курсы православной фотографии. Проходят периодически курсы православной флористики. По воскресным дням у нас проводятся т.н. "Леушинские беседы" - мы приглашаем писателей, режиссеров, историков, устраиваем презентации книг и фильмов.

«Твоя История»:
 Отец Геннадий, продолжая традиции монастыря и таким образом поддерживая эту связь, Вы явились инициатором Леушинских стояний, которые совершались регулярно на берегу Рыбинского водохранилища, а также и здесь, на подворье. Расскажите об этом.

Протоиерей Геннадий Беловолов: 
Когда я узнал, что Леушинский монастырь затоплен, захотелось посетить и увидеть это место, почтить его. В 1999-ом году группа прихожан поехала в ближайшее к обители селение Мякса, я по пути присоединился к ним. Там нам рассказали, что в редкие годы, когда бывает засуха, монастырь выступает из воды, но уже лет двадцать-тридцать он не появлялся. Именно в тот год монастырь выглянул, и мы поплыли туда на моторной лодке. Мы увидели небольшой кирпичный островок площадью метров двадцать-тридцать - это была верхняя часть разрушенного Похвальского собора. К нашему времени все строения рухнули, но в них угадывались очертания храмов и келейных корпусов. Мы высадились на островке. И там стало понятно, что Леушино как физическое явление уничтожено, и чтобы восстановить монастырь, нужно осушить это разливанное море. Захотелось сделать все возможное, чтобы о монастыре не забыли, и тогда я воспринял подворье, как часть айсберга, которая выглядывает из-под воды. Возникла мысль каждый год приезжать и молиться на этом месте. Из прибитого к берегу дерева выпилили памятный крест, который стали называть Голгофой-на-водах. Во второй раз мы уже приехали именно к нему, и нас заметили местные жители. Мы познакомились с теми, кто родился в деревне Леушино и помнит обитель. На третий год пришло очень много людей из селения Мяксы, и стояние стало приобретать общественный масштаб. Я позвонил благочинному города Череповца о.Александру Куликову и попросил благословения помолиться на берегу. Так начались Леушинские стояния...
А спустя 5 лет на стояние собралось уже около двух тысяч человек, люди приезжали с разных концов России - из Москвы, Санкт Петербурга, из Украины. Несмотря на испытания, традиция Леушинских стояний продолжается. В ночь на 7 июля здесь на Леушинском подворье мы одновременно с Мяксой читаем акафисты, служим молебны и в течение ночи служим всенощное бдение Иоанну Предтече. (Что было в этом году на подворье, я уже писал) Это все происходит на праздник Иоанна Предтечи - престольный праздник Леушинского монастыря. Сила памяти и благодати сделала свое дело, монастырь стал духовно являться.

Ольга Чапаева

Леушинское подворье, интервью

Previous post Next post
Up