Есть в служении Литургии один момент, который я никак не могу объяснить, кроме как чудесным действием Божиим.
После причастия священник должен раздробить агнца, то есть разделить пресуществленную просфору для причастия верных. Если частиц будет больше, чем причастников и они остаются в потире, ничего страшного, их потребляет диакон или священник, а если частиц окажется меньше, чем причастников, тогда может возникнуть проблема.
В идеале число частиц должно точно соответствовать числу причастников. Тогда никаких проблем. Чтобы этого достичь, нужно посчитать число причастников в храме на этой службе и соответственно на такое число раздробить Агнца. Но в реальности такого строгого подсчета не ведется. В больших храмах священники, которые выходят на исповедь, сообщают в алтарь о количестве исповедников. Но не факт, что все исповедники будут причащаться, а бывает, что причастники исповедуются накануне в другом храме. Поэтому учет ведется на глазок.
По крайне мере я никогда не считал ни исповедников, ни причастников, лишь примерно, соотнося частица с причастниками.
Но бывают такие службы, на которых ты как священник никого и ничего не считаешь, а когда выходишь с чашей и причастишь все, то видишь, что в потире не осталось ни одной частицы. Конечно, этот факт легко объяснить теорией вероятности. Периодически, действительно, может быть такое совпадение. И я бы не придавал этому факту какое-то значение, если бы такие случаи не выпадали на особо значимые дни и праздники. Могу сказать, что такие совпадения у меня довольно часто бывали на самые многочисленные на Леушинском подворье праздники св.Иоанна Кронштадтского, когда бывает такое множество людей, что при всем желании, невозможно представить реальное количество причастников.
На прошедшей Пасхальной службе в храме свв.апп.Петра и Павла в Сомино было как никогда много людей, которые после крестного хода остались на Утреню и Литургию. В этом случае очевидно, что большинство готовились к причастию. К тому же еще академический хор ,в котором тоже большинство выразили желание причаститься. Посчитать не было никакой возможности. Оставалось сделать частиц с избытком, благо, что Агнец на пасхальную службу заготовили больших размеров.
Когда я начал причастие мне казалось, что частиц так много, они останутся и должен буду их потреблять. Ближе к концу причастия, наоборот, причастников оставалось достаточно много, и у меня возникло опасение, что частиц не хватит. Можете представить мое удивление, когда подошел последний причастник алтарник Вениамин и я увидел в чаше последнюю частицу. Я вздохнул спокойно: «Причащается раб Божий Вениамин...»
В такой момент чувствуешь, что Тот, о Котором мы говорим, что Он на Литургии невидимо предстоит "посреде нас", являет Свое видимое присутствие не только в Теле и Крове... Когда такая «гармония чисел» происходит на Пасху, понимаешь, что это не может быть случайностью. Наоборот, возникло твердое чувство, что Сам Бог знает, кто будет причащаться. Получается, что Сам Господь сосчитал Своих верных чад и что частицы приготовлены для конкретных людей и являются именными.