Хлеб войны

Jun 23, 2010 23:07

Чудо Матери Божией в годы войны


К дню начала Великой Отечественной войны.

Вчера отвез в типографию книгу о Хлебной иконе Божией Матери (второе название - Запечной). Эта древняя соловецкая святыня как нельзя актуальна в наше время мирового кризиса. Все только и говорят об экономике, финансах, падении ВВП - одним словом о «хлебе земном». Хлебная икона дает ответы на эти вопросы, напоминая о Хлебе насущном, о Хлебе жизни. Для нас эта икона особенно дорога, потому что в Леушинском монастыре существовал список этой иконы, пред которым по благословению игумении Таисии читался неусыпающий акафист.
В типографию ездил сам потому что издание книги - процесс творческий. И последний этап творчества совершается именно там. Просидел почти 4 часа. С дизайнерами долго подбирали понтоны и цмики для обложки и цветных вклеек. Проблема состоит в том, что на экране компьютера видишь один цвет, а в реальности может быть совсем другой оттенок. Нужно точно назвать номер краски по образцу из тысячи оттенков. Для этого нужно выводить цветопробы. Вот этим я и занимался почти четыре часа в типографии. Конечно, можно отдать макет печатникам и забыть, но опыт показывает - получишь книгу неожиданного цвета. Для читателя проблема остается за кадром, потому что он не ведает, что же ты задумывал. Но сам потом пребываешь в расстроенных чувствах…
Надо сказать, что в этот раз дизайнер Ольга проявила такое участие в проекте, что предложила проработать икону на обложке золотой краской , причем совершенно бескорыстно. Мне бы никогда не хватило профессионализма, чтобы придумать такое. Книга должна быть готова в следующий вторник. Посмотрим, что получится.
А пока предлагаю небольшой фрагмент из моей книги, посвященный чуду Хлебной в годы войны.

ЧУДО ХЛЕБНОЙ БОГОМАТЕРИ В БЛОКАДУ
Божия Матерь изволила прославить Свой образ и в ХХ веке явлением его в блокадном городе на Неве. Именно этот список иконы был принесен в храм св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова возрождающегося Леушинского подворья весной 2003 г.
Прихожане храма долго искали образ “Хлебной” Божией Матери. Ее Леушинский список была утрачен в смутные годы гонений на Церковь. Списков с этого чрезвычайно редкого образа существовало немного. Маленькое черно-белое изображение в известной книге Поселянина “Чудотворные иконы Матери Божией” давало только общее представление о его иконографии. Наконец, спустя полтора года после возобновления традиции Неусыпающего Акафиста по субботам на Леушинском подворье, в храме явилась “Хлебная” икона. Оказалось, что список редкого образа на золоте хранится в одной из петербургских квартир как семейная святыня. Об этом нам сообщила председатель совета фонда “Радетель” Нина Яковлевна Чаленко, пригласив причастить хранительницу иконы, прикованную к постели тяжким недугом.
Нина Михайловна Федорова, урожденная Лихачева, коренная петербурженка, родилась в 1935 г. и всю жизнь прожила в родном городе. Не покидала его и в страшные годы блокады. О том времени Нина Михайловна до сих пор не может спокойно рассказывать: сразу наворачиваются слезы.
В блокаду она и трехлетний брат Анатолий остались вдвоем с мамой Натальей Васильевной Лихачевой. Первая осень оказалась самой тяжелой. “Ни воды не было, ни еды”, - вспоминает Нина Михайловна. 125 грамм хлеба - “он такой черный был, с землей и опилками” - не могли поддерживать жизнь. Наступил момент, когда три дня оставались совсем без еды и пришлось есть газеты. “Поели три дня газеты и говорим: мама, больше не хотим, кушай сама”.
В этот страшный момент Божия Матерь явила Свое чудесное заступничество чрез Хлебную икону. Вот как о нем поведала сама Нина Михайловна:
“Мама пошла, чтобы получить пособие на детей, и в это время начался обстрел. Это произошло на Большой Морской улице около института Авиаприборостроения, на углу. Ужасный свист начался - когда снаряды летят близко, они свистят. На земле появились выбоины. Пробегавший мимо матрос закричал: “Ложись все!” - и толкнул маму. Мама упала, а когда поднялась, под ней оказались три иконы. Когда мама шла - там ничего не было, а поднялась - вдруг иконки. Она пришла в смущение, подумала: “Боже мой, что же это такое?! Как мне быть?” Поняла, что находка была не случайной - это было явление. И тогда она решила пойти к одной благочестивой старушке, спросить у нее. Пришла и говорит: “Как мне быть, как поступить? Вот три иконки нашла”. Та ответила: “Ты думала, у тебя смерть за горами, а она была за плечами”, - и посоветовала ей оставить иконы у себя и хранить бережно.
Прочитав название на одной иконе - “Хлебная Пресв. Богородица” - Наталья Васильевна почувствовала надежду и вернулась домой. На другой день какой-то проходивший мимо солдат солдат дал ей килограмм овса. “Хлебная” Богоматерь послала хлеб.
“Это была первая помощь от иконы, - говорит Нина Михайловна. - Мама овес на буржуйку положила и по зернышку мы клевали, тем и спаслись. С тех пор эти три иконы у нас дома: Хлебная Божия Матерь, Иоанн Богослов и святитель Николай - бронзовая. Мама молилась перед этими иконами и никогда их не оставляла”.
А через неделю по «дороге жизни» в блокадный город пришли первые обозы с продовольствием.
В течение всех дней блокады Наталья Васильевна молилась пред этой иконой, к ней помолиться у явленной иконы приходили знакомые и соседи, получая помощь и духовную поддержку.
Многие годы мать и потом дочь благоговейно хранили семейную святыню. За все годы икона ни разу не покидала стены их дома.


Божия Матерь, Блокада, Петербург, Хлебная_икона, Бог

Previous post Next post
Up