Из Русской народной линии дозвонились ко мне в Сомино, попросили поделиться мыслями о Великом посте. Сегодня опубликовали расшифрованный текст. Немного причесал свои мысли и теперь выставляю у себя в блоге
Великий пост: что делать? и с чего начать?
Размышляя о духовном смысле Великого поста, о его теории и практике, задаешься все теми же «вечными» вопросами: с чего начать? и что делать?
Часто пост воспринимают как время, когда нам что-то запрещено делать. В посту кое-что действительно запрещено, но это не составляет сути поста. По-настоящему мы откроем для себя Великий пост, когда поймем, что это - время положительных дел, деловое время. В посту у нас должно быть много-много дел. Главное понять, что пост не отпуск, а командировка.
Что означает слово «пост»?
С чего начать? Начать нужно с самого слова «пост». Я как филолог имею привычку смотреть в корень слова. Наш «великий и могучий русский язык», к тому же еще и очень мудрый, часто сам объясняет себя и открывает смысл явления в самих словах. Слово «пост» - древнее, оно присутствует во всех славянских языках. Этимологи спорят о его происхождении. В нашем языковом сознании на слух слово «пост» представляется однокоренным к слову «постоять». Поэтому в нем слышится призыв к нашей душе восстать, постоять, противостоять. Можно сказать, что в обычное время наша душа сидит и отдыхает или даже лежит и спит. Но в пост она восстает и пребывает в духовном стоянии. Пост переводит нашу душу из горизонтального в вертикальное положение, в другую систему координат - от земли к небу!
Постовые и постящиеся
Хотелось бы также обратить внимание на, казалось бы, случайное совпадение двух слов: «пост» как духовное делание и «пост» как военный термин, обозначающий охрану. Это чисто фонетическое совпадение омонимов помогает нам открыть еще один смысл поста как духовной брани. Во время поста мы заступаем на пост. Соблюдать пост - это и значит стоять на посту. Каждый христианин должен стоять на страже своего сердца, это и есть для каждого из нас Пост №1. Всё остальное - вкушение или не вкушение пищи - следует из этого: подобно тому, как часовой на посту «при исполнении» также не вкушает пищи, так и мы постимся, неся свою службу.
Кто такие эвзоны?
Осенью прошлого года я сподобился побывать в Греции, где в Афинах наблюдал смену почётного караула перед зданием парламента Греции на площади Синтагма. Греческие стражи одни из самых экзотических в мире. На них надеты необычайные наряды: белые короткие юбки, на голове красная шапочка с почти метровой свисающей кистью, ноги обтянуты белыми чулками, а на башмаках огромнейшие пушистые шары, которые обычно носят домохозяйки. В этом наряде часовой вышагивает совершенно невообразимым и невоспроизводимым шагом. Признаюсь, поначалу без улыбки невозможно было смотреть на это зрелище.
Но когда подходишь к часовому на посту, то видишь твердое и безстрастное лицо, даже бровью не поведет. Люди их снимают слева и справа, фотографируются на их фоне, кто-то улыбается, кто-то громко комментирует, но часовые стоят не шелохнувшись, не обращая никакого внимание на пеструю толпу. Пусть смеются, улыбаются, фотографируют и снимают на видео, - ничто не может их отвлечь. По-гречески их называют «эвзоны», что в переводе означает "хорошо подпоясанный, благопрепоясанный", говоря по-армейски, "подтянутый". И в этом вся суть. Для меня эвзоны почётного караула стали наглядным образом христианина в этом мире, и особенно в посту.
Ведь не секрет, что некоторые постящиеся как бы стесняются своего поста, кто-то его скрывает от коллег, постится по-партизански, чтобы об этом не узнали знакомые. Действительно, нашу веру, наши молитвы и посты могут не понять. Но в такие моменты не помешает вспомнить греческих эвзонов, а может быть, и наших часовых на посту у могилы Неизвестного солдата. Ведь мы в посту тоже на посту. Пусть образ этого часового станет для нас примером духовной стражи, как нам хранить свой ум, как быть часовым своей души.
Великий пост как подражание Христу
Великий пост - христоподражательный.
В отличие от других больших постов Великий пост совершается в подражание Господу Богу нашему Иисусу Христу. Нужно не забывать, что его задолго до нас уже совершил наш Господь Иисус Христос. Мы совершаем Великий пост по слову Господа: «следуй за Мной». Следование за Христом предполагает полноту совершения того же, что совершил Господь, вплоть до повторения каких-то внешних реалий, к примеру, веточки вербы на Вербное воскресение. Господь постился сорок дней, и мы также постимся сорок дней. Господь постился строго, - и мы постимся максимально для себя строго. Бывает трудно хранить пост, но весьма благодатно, ибо мы являемся спостниками Самого Господа. Мысль о том, что ты постишься в подражание Христу и вместе с Ним, не может не вдохновлять. В Великом посту с нами постится Сам Господь. Отсюда бывает та необыкновенная и непонятная со стороны радость, когда мы храним и проходим Великий пост. Пребывание со Христом в течение семи недель не проходит даром.
Пост и пустыня
Обратим внимание еще на одно немаловажное обстоятельство: Христос постился в пустыне. Когда мы вступаем в Великий пост, то обращаем внимание прежде всего на перемену блюд на столе. Но очень важно удалиться в пустыню, испытать состояние пустыни. У древних подвижников была традиция на сорок дней поста удаляться из монастырей в дальние пустыню, о чем повествуется в жизнеописании Марии Египетской.
Ну а куда податься современному постнику в мегаполисе, в Санкт-Петербурге, к примеру? В общественной жизни царской России на время поста закрывались театры, прекращались увеселительные представления, то есть формировалось какое-то состояние пустынности. Конечно, современный человек не может бросить работу и уехать из города, но, тем не менее, нельзя пребывать на миру, обязательно нужно насколько возможно уйти во внутреннюю клеть, создать вокруг себя пространство пустыни, ограничить просмотр телевизора, интернета и сократить время пребывания на нашей любимой «Русской народной линии». Мне проще об этом рассуждать, потому что нахожусь на дальнем приходе в селе Сомино. Здесь кругом снежная пустыня, в которой я уже не первый год провожу первую неделю Великого поста. Состояние пустынности таит в себе духовную глубину, внутреннюю тишину. В пустыне не с кем беседовать, только с Богом. Я понимаю, что не все могут прибыть в Сомино или уехать на дачу, в деревню, но, тем не менее, надо подумать, как в крупном мегаполисе создать вокруг себя поле пустынности.
Великий пост - пост Воскресенский
Великий пост - христоцентричен. Он как стрела стремится к одной только цели - Пасхе.
Если задаться вопросом: зачем нам дан Великий пост? То ответ очевиден - для встречи Воскресшего Христа. Емкое состояние души - ожидание. Выражаясь компьютерным термином, сорок дней поста мы должны провести в режиме ожидания Христа. Если у человека нет цели , он кругами гуляет по парку, ему некуда спешить, он никого не ждет. Но если у человека есть цель, то «времени не тратя даром», он идет по кратчайшему пути, иногда по газонам, спешит не опоздать. Великий пост - это не диетическая прогулка, а целеустремленное шествие ко Гробу Спасителя.
Все большие посты называются по празднику, которому они посвящены и который их завершает - Рождественский, Успенский, Апостольский (Петровский). Только Великий пост отступает от этой традиции. Но чтобы его понять, нужно также попробовать назвать его по празднику, к которому он стремится. И тогда окажется, что это - Пост Пасхальный, Пост Воскресенский. Весь Великий пост - это одна долгая ночь перед Воскресением Христовым.
Великий пост как лествица восхождения
Семь недель поста - как семь дней ожидания Христа.
Великий пост концептуально выстроен и организован, как никакое другое время церковного года. Каждая неделя наполнена определенным богомыслием, историческими воспоминаниями, духовными задачами и установками.
Первая седмица - время самого строгого поста и глубокого покаяния, когда читается покаянный канон святого Андрея Критского. Неделя завершается Торжеством Православия. Православие торжествует только через делание - покаяние, молитву и пост. Православие не может торжествовать только как теория. «Вера без дел мертва».
Вторая седмица посвящается святителю Григорию Паламе - учителю Фаворского света и ее можно назвать Великопостным Преображением (в древности в этот день и праздновалось Преображение Господне). На второй седмице мы должны влить в очищенный на 1-й седмице сосуд нашей души Божественный Фаворский Свет.
Третья седмица Великого поста - Крестопоклонная. На этом отрезке поста мы должны уже увидеть мысленным взором - как бы на горизонте - Голгофский Крест, который предстанет пред нами на Страстной седмице, без которого невозможно Воскресение. Церковь нас готовит к переживанию и восприятию великой жертвы Голгофы.
Четвертая седмица преподобного Иоанна Лествичника. Перед нами предстает духовная лествица, которая возводит душу от земли на небо, о чем я говорил выше - вертикальное состояние души.
Пятая седмица - память преподобной Марии Египетской. Почему именно она была избрана для воспоминания на этой неделе? Ведь в церкви немало образов глубочайшего покаяния. А может быть потому, что ее покаяние и обращение произошло не где-нибудь, а у Гроба Господня, там, где воскрес Христос. Думается, главная мысль этой седмицы в том, что именно от Гроба Господня могут воскреснуть наши сердца, даже такие, казалось бы, далекие, как у пребывавшей в страсти блуда Марии из Египта.
Шестая седмица Великого поста - вход Господень в Иерусалим. Мы входим в тот Святый град Царя Великого, где совершились самые главные события на земле в истории человечества, а, стало быть, и в нашей жизни.
Каждая неделя поста является откровением и открытием о Пасхе. Если именно так воспринимать каждую седмицу Великого поста, то он сам предстает лествицей пасхального восхождения, семь духовных ступеней на пути к Голгофе и Гробу Господню. В таком восприятии Великий пост становится духовным шествием вместе с женами-мироносицами, Иосифом Аримафейским и Никодимом ко Гробу Спасителя. Пасха, как золотой купол храма, должна увенчать весь Великий пост.
Похвала посту Иоанна Лествичника
Преподобный Иоанн Лествичник, книга которого читается на богослужениях во время Великого поста, оставил замечательные слова, составил похвалу посту: «Пост - отражение всего, что услаждает вкус, это погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений и сердечной бесчувственности, чистота молитвы, хранение ума, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, здравие тела, виновник бесстрастия, врата рая и небесное наслаждение».
Как видим, преподобный Иоанн Лествичник представлял пост катафатически, в положительных понятиях, как приобретение, как радость, как торжество.
Пост как весна духовная
В старину на Руси, в том числе и в нашем селе Сомино, пост называли «Весной духовной». Какое глубокое народное сравнение! Его так легко представить: еще на земле лежат сугробы снега, но под ним в земле уже начинается движение вод, оживают корни, чтобы в какой-то момент проклюнул подснежник и земля ожила. Ощущение оживания и воскресения содержится в понятии весны. Мы должны наполнить Великий пост этим внутренним движением вод: молитвой, чтением Евангелия и книг Ветхого Завета. В эти благодатные дни мы должны освежить в памяти, а может быть, и впервые прочесть ветхозаветных пророков, которые жили ожиданием Христа. И они нас заразят этим чаянием и ожиданием Христа. Состояние ожидания Христа должно переполнять нашу душу в Великий пост.
Как здороваться в пост
В завершение хочу сказать о существовавшей на Руси культуре поста. Она выражалась в быту, в общении, в этикете и даже в кулинарии. Великим постом принято было приветствовать друг друга особым приветствием: «С постом приятным» - «С постом благоприятным и угодным Господу». Пост становился общим соборным деланием верующего народа. Каждый поддерживал другого, напоминая о «весне духовной» В царские времена существовали особые кулинарные традиции: на Крестопоклонной неделе пекли куличи в виде крестов, на сорок Севастийских мучеников - жаворонков, на преподобного Иоанна Лествичника испекали лествицы. И все, конечно, постное. Форма сдобы даже за столом напоминала о духовном смысле грядущей седмицы.
Позвольте и мне обратиться к Вам и пожелать поста приятного!
С постом благоприятным, Возлюбленные Братья и Сестры, Дорогие Спостники!