ЛЕУШИНО: С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Jan 23, 2017 10:24

Ну вот, теперь времени побольше. Сижу в Сомино. Все село в снегу. Сам, к сожалению, приболевши. Голоса нет, в груди давит. Пью горячие отвары и молоко с медом. Но чтобы писать в ЖЖ голос не нужен, - нужны мысли и чувства, а их у меня сейчас хватает с избытком. В общем, лучше условий не придумать, чтобы взяться за написание книги воспоминаний "Леушинские записки. Век XXI-й". Предлагаю вашему вниманию первый очерк.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ



Леушинское подворье в 1999 г.
В первый же день службы в храме исторического Леушинского подворья, в том теперь уже таком далеком 1999 году, меня посетила одна мысль, что это не просто храм на улице Некрасова в центре Санкт-Петербурга, но это - монастырское подворье, причем, это единственная сохранившаяся на земле часть затопленного Леушинского монастыря, и моя задача состоит в том, чтобы хранить память об этой великой обители и постараться возродить здесь ее дух. Я определил для себя никогда не забывать о Леушинском монастыре и сознавать наш храм именно подворье затопленной обители, переживать эту духовную связь, и можно сказать, духовно питаться от этого корня.
Более того, меня тогда осенила одна мысль: не только сохранить дух, но может быть когда-нибудь в этих стенах благоустроить и сам Леушинский монастырь. Конечно, это была мечта дерзновенная, и в тот момент, когда здесь находился областной психдиспансер, казалось, совершенно нереальная. Но я давно уже убедился, что в этой жизни как раз имеют гораздо больше шансов воплотиться именно такие внешне нереальные идеи, нежели совершенно реалистичные с точки здравого смысла проекты. (Меня в этом убеждал мой опыт создания Квартиры св.Иоанна Кронштадтского).
Этой мечтой я был охвачен и поделился ею с моими близкими. И они зажглись ею.
Мы решили сделать для этого все, что от нас зависит, посвятить этой мечте все силы и способности. Для начала стали вычитывать службу по монастырскому уставу, с полунощницами и повечериями, причем ежедневно. Также поставили цель возрождать леушинские традиции, прославлять имя игумении Таисии, издавать ее сочинения. Позже пришла идея проводить Таисиинсике концерты.
Но во всей этой истории я чувствовал потребность совета и благословения опытного старца.
В 2000 году я узнал, что в Санкт-Петербург на Оптинское подворье приехал старец Илий и будет там служить. Я понял, что это шанс, и тут же поехал на службу старца, с которым я был немного знаком по своим поездкам в Оптину в 90-е гг.
Я пригласил его посетить Кронштадт, Мемориальную Квартиру, а также дерзнул предложить старцу послужить у нас в храме на Леушинском подворье литургию.
К моему величайшему удивлению, а я действительно имел мало надежды, старец Илий согласился.
Здесь нужно пояснить, что в здании исторического Леушинского подворья в советское время располагался Областной психдиспансер, а также судебно-криминологическая экспертиза. Боковые купола были разобраны, оставлен только центральный большой купол, кресты с которого были сняты. Проходя мимо подворья невозможно было догадаться, что здесь был храм. а тем более монастырское подворье. Жители соседних домов долго не могли поверить, что жили всю жизнь рядом с храмом. (Помню, даже Владимир Владимирович Путин, родившийся рядом с подворьем на улице Баскова и проживший здесь первые 10 лет своей жизни, когда я имел возможность поговорить с ним по телефону о Леушинском подворье, не смог сразу отождествить, о каком храме идет речь. См.об этом: http://otets-gennadiy.livejournal.com/166737.html). Я сейчас об здесь вспомнил, чтобы можно было оценить поступок отца Илия.
Весть об этом разнеслась довольно быстро, так что даже прихожане моего дальнего прихода успели приехать на нее, в том числе и Татьяна Ивановна. В храме собралось немало людей.
Сейчас по прошествии уже более шестнадцати лет, могу сказать, что для нас эта литургия стала исторической. Именно на ней я и попросил старца помолиться о возрождении монастыря.
Отец Илий тогда сказал нам, как обычно он говорит, тихо, почти шепотом: «Будет у вас монастырь, - и потом добавил, - Через двадцать лет». Я такой вести обрадовался, но огорчился срокам: «Батюшка, так долго ждать? Нельзя ли побыстрее?»
Тогда старец подумал, помолился и сказал еще раз, также тихо: «Ну хорошо, будет у вас монастырь через 16 лет».
Я подвел к старцу двух прихожанок Татьяну Ивановну из Подборовья и Екатерину: «Благословляйтесь подвизаться в Леушинском монастыре". Старец благословил, что-то кратко сказав им.
Я запомнил этот разговор со старцем на подворье после Литургии. Запомнилась его радостная детская улыбка и светлый лучик в глазах, как будто он видел то, о чем говорил.



Как хорошо, что в тот момент кто-то нас щелкнул на молебне и эта фотография сохранилась.
Тогда я не мог представить, что слова старца исполнятся с такой точностью. Действительно ровно через шестнадцать лет митрополит Варсонофий благословил создание монастыря, 8 июня было создано Иоанно-Таисиинское Леушинское сестричество, а 27 августа был совершен первый постриг на Леушинском подворье именно тех самых двух ставленниц, которые стали инокиней Ангелиной и инокиней Аркадией. Признаюсь. я даже засомневался. не придумал ли я сам цифру 16, уж слишком точное совпадение. Но схимонахиня Рафаила, бывшая на той службе свидетельницей разговора со старцем, в последний приезд этой осенью к нам на подворье подтвердила этот факт.
Об одном жалею, что я не спросил тогда старца Илия о своей собственной судьбине, сколько мне самому было отмеряно лет трудиться на Леушино?
Может быть, сейчас было бы легче...

Леушинское подворье, старцы, старец_Илий

Previous post Next post
Up