Как мы встречали правящего архиерея на дальнем приходе

Jul 12, 2013 01:13


Для кого-то «историческое событие» - это полет в космос, научное открытие, военная победа… А для нас - прихожан самого дальнего прихода Санкт-Петербургской, а теперь и Тихвинской епархии - самым настоящим историческим событием стало посещение правящего архиерея Тихвинской епархии владыки Мстислава. Во-первых, Потому что в последний раз архиерей у нас был только в прошлом веке - в 1995 году. Во-вторых, потому что нас первые посетил правящий архиерей вновь созданной Тихвинской и Лодейнопольской епархии.
История нашей новой епархии насчитывает всего 4 месяца. На первом же епархиальном собрании владыка Мстислав объявил, что он желает объехать и увидеть все приходы в течение этого лета. В принципе, мы ожидали архиерея, но когда позвонил секретарь епархии отец Александр Ларин и сообщил, что послезавтра к нам приедет архиерей, эта новость застала нас врасплох.
С другой стороны, оно получилось и к лучшему. Если бы знали за месяц, так целый месяц бы и готовились. А так получилось: «В чем застану, в том и сужу». По крайней мере, газоны красить зеленой краской было некогда.
В данном случае очень выручили Небесные покровители - Апостолы Петр и Павел. Мы готовимся к Престольному празднику и естественно, ограду подкрасили, газоны подкосили, дрова убрали. В общем, без особой подготовки все было готово. Я заранее изучил чинопоследование встречи архиерея, прорепетировал его заранее, но было очевидно, что этим владыку не удивишь. Хотелось какой-то нашей соминской изюминки. Я связался с руководителем соминского народного хора, который существует уже более полувека и выступал как на кремлевской сцене, так и заграницей. У нас в селе говорят, что Бурановские бабушки отдыхают перед соминскими коллегами.
В понедельник в 10 утра весь соминский хор в народных нарядах стоял перед церковной оградой с хлебом и солью, ожидая владыку. Они приготовили ему старинную соминскую здравицу. Владыка приехал точно как обещал - в половину одиннадцатого и сразу был поражен живописной картиной его встречи. Здравицу пели так громко, что я стоя, как положено, внутри храма с крестом, слышал величальные слова. Потом владыка скажет, что не ожидал такого сюрприза. Приезд владыки был ознакомительным. Он не совершал у нас служения. Прежде всего, осмотрел антиминс на престоле, отметил, что алтарь у нас - достаточно большой и вполне пригоден для архиерейской службы. Я владыку Мстислава знаю давно, так как он был секретарем нашей епархии, и мне не раз приходилось обращаться к нему или через него к митрополиту Владимиру. Несмотря на разного рода нападки на меня, он всегда меня поддерживал, поэтому мне было вдвойне приятно принимать его на приходе. Я рассказал об истории храма, о чтимых святынях, о восстановлении храма в последние годы. Особенно владыку тронул тот факт, что Сомино еще до революции предполагали преобразовать в город. И храм строился в расчете на городской пейзаж. Владыка отметил: «В некоторых городах храмы выглядят как сельские, а в вашем селе храм похож на городской. Не в каждом городе можно увидеть такой храм». Когда я перечислил тех, кто служил в этом храме, владыка был приятно удивлен, что какое-то время здесь подвизался архимандрит Кирилл (Начис). Оказывается, отец Кирилл был восприемником владыки Мстислава при монашеском постриге, и он его особенно почитает. В конце владыка благословил всех собравшихся, окропив святой водой. Он пообещал, что приедет в следующий раз, чтобы послужить в нашем храме Божественную Литургию. В настоящее время в нашем храме проходит реставрация старинных росписей. Сохранился ансамбль росписей середины 19 века достаточно высокого академического уровня. В советское время храм закрывался, в нем была устроена тракторная мастерская. Росписи, естественно, пострадали. И хотя реставрация уже проводилась, но вновь потребовалось их укрепить и восстановить отдельные фрагменты. У нас работает бригада реставраторов, до этого трудившаяся на Оптинском подворье. Работы в самом разгаре, поэтому провести архиерейскую службу среди строительных лесов невозможно. «Когда закончите реставрацию, приглашайте меня послужить у вас», - сказал владыка.
Следующим пунктом его программы был осмотр моего второго храма в пос. Подборовье во имя св. Иоанна Кронштадтского. Я сопровождал туда владыку на своей машине. Поскольку посещение Подборовья и Заборья было под вопросом, то я не объявлял о приезде владыки, и его встречали только три прихожанки. Мы подъехали к храму одновременно, но мне нужно было успеть облачиться в алтаре, раскрыть антиминс, Царские врата и выйти навстречу владыке с крестом на подносе. Можете себе представить, как я все это стремительно делал. Но владыка терпеливо подождал на паперти пока я выйду с крестом ему навстречу и благословил им меня и трех прихожанок. Зайдя в маленький алтарь, приложившись к престолу, владыка спросил: «Какого же века этот храм?». Только здесь я осознал, что до сих пор так и не сделал исторической справки о храме. «Владыка, этому храму всего лишь 15 лет. Мы его сами построили, и я его сам освящал. Владыка Мстислав был весьма удивлен, так как принял этот храм за древний. Но это было, может быть, лучшей похвалой, которую можно было придумать. Действительно, храм посторое в древнем стиле, клетского типа. Я рассказал владыке, что этот первый в нашей митрополии храм во имя Иоанна Кронштадтского мы строили по подобию часовни на родине Всероссийского пастыря в селе Сура Архангельской губернии, только увеличив ее размеры примерно в три раза. Владыка удивился тому, что храм построен руками самих прихожан, а узорчатый иконостас в древнерусском стиле вырезал староста храма Андрей Бобков.

Храм так тронул владыку, что, несмотря на нехватку времени, он не отказался попить чаю в нашей нижней трапезной. На встрече владыки присутствовал глава сельской администрации Константин Волков - один из инициаторов проведения Соминской Петровской ярмарки. Он воспользовался случаем и испросил благословение владыки на ее возрождение. Владыка прямо на плакате начертал слова: «Божие благословение на ваши труды по возрождению древней традиции». Теперь наша ярмарка приобрела особый статус благодаря высокому благословению. Об этом мы даже и не мечтали.
Далее мы предполагали ехать в третий мой храм - «Скоропослушницы» в Заборье. Но владыка, посмотрев на часы, сказал, что посетит его в другой раз. Вечером он должен возглавить всенощное бдение Тихвинском монастыре. Мы отправились назад в Сомино.

Я упомянул, что на окраине села есть чтимый источник Скорбящей Божией Матери без особой надежды, что владыка сможет его посетить. Но когда я вскользь упомянул, что в народе его называют глазным, он тут же отреагировал: давайте поедем. Маршрут неожиданно был изменен, и мы отправились к Линевой горе на источник. Тут владыка помолился, умылся и попил святой воды.
Оставался последний пункт программы - трапеза в нашем доме. Я боялся, как бы владыка ввиду цейтнота не отказался, потому что мы основательно подготовились к ней. Но наши труды не оказались напрасными. Наш маленький церковный домик посетил правящий архиерей. Он был вместе со своим секретарем и водителем, поэтому не составляло большого труда поместиться за столом. Хотелось, чтобы эта трапеза запомнилась, и мы решили угостить владыку сомом.
Это связано с одной легендой нашего села. Перед подачей блюда я спросил владыку: «Знаете ли Вы, почему наше село называется Сомино?» Владыку заинтересовал этот вопрос, и я рассказал местное предание о том, как Петр I, посетив наш край, после многих дел решил порыбачить. Он поймал в Соминке сома необыкновенно большого размера и воскликнул при этом: «Ну и сомина!» Так с легкой руки Императора наше село и стали называть «Пристань Сомина» вплоть до 1917 года. С 1917 года почему-то его переименовали в Сомино. Царь Петр лично скушал того сома, а в нашем селении возникла традиция: особенно дорогих гостей встречать сомом. «Вот и Вас, дорогой владыка, мы также встречаем этим блюдом. После такого вступления наконец и было подано блюдо на стол. Владыка сам отрезал себе кусок сома и разделил его присутствующим. «Всегда был равнодушен к сому - он обычно имеет речной привкус. Но такого сома я еще никогда не пробовал!» - заметил он. Мне оставалось толкьо сказать: «Владыка, но ведь наш сом - не простой, а соминский!», - хотя, по правде говоря, мы его привезли из Петербурга.
Благодаря сому наш разговор приобрел неформальный теплый характер. Я рассказал владыке о своей службе на приходе в течение уже 20 лет. А владыка рассказал о своем редком для монаха имени. В миру его звали Михаил. Постригал его митрополит Владимир и долго выбирал имя на ту же букву. Были варианты: Митрофан, Мисаил… А потом владыка надолго задумался и размышлял об этом почти два часа. Наконец, назвал имя Мстислав, объяснив это тем, что мощи князя Мстислава были положены в раку мощей князя Владимира Новгородского - небесного покровителя самого митрополита Владимира. И таким образом он подчеркнул свою духовную связь с новопостриженным иноком.
Прощаясь, владыка Мстислав пригласил меня сослужить ему на праздник Тихвинской иконы Божией Матери.

См. фотографии.

Петр I, Сомино, священство, Тихвин

Previous post Next post
Up