Загмайстер-Класс. Известный дизайнер в России.

Aug 15, 2011 00:48

 Спасибо «Золотой пчеле», Сергею Серову и всем, кто помогал делать биеннале за незабываемый лекционный день от членов жюри. Для тех, кого там не было и просто на память мы собираемся опубликовать все мастер-классы. И начнем с Загмайстера. Первая реплика его московского выступления: «Меня зовут Стефан Загмайстер» - была встречена оглушительными аплодисментами. Все собравшиеся в этот день в зале ЦДХ, конечно же, знали, как его зовут. И давно ждали встречи с ним.



Часть 1

У меня небольшая студия в Нью-Йорке. В основном мы работаем в четырех направлениях: музыкальный дизайн, социальный дизайн, корпоративный дизайн (он приносит основной доход) и авторский дизайн. В рамках последнего направления мы создаем множество проектов, но не для самих себя, а всегда по просьбе клиента. Сегодня я покажу вам по одному проекту из первых трех направлений, а остальное время посвящу самому интересному и важному - авторскому дизайну.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН

Мы много работаем в этой сфере. Это легко объясняется тем, что я почти одинаково люблю дизайн и музыку. В качестве примера приведу упаковку для CD Everything That Happens Will Happen Today. За этот проект я взялся, потому что очень уважаю Дэвида Бирна и Talking heads, и к тому же давно хотел поработать с Брайном Ино.















Музыка сконцентрирована вокруг дома. Поскольку Дэвид сам пишет слова к своим песням - у дома, как и у души автора, есть темная сторона. Мы не работали ни с какой звукозаписывающей компанией, все решалось напрямую с музыкантами, поэтому у нас было гораздо больше свободы. Ограниченным тиражом была выпущена трехмерная упаковка диска, на которой стоит дом. Внутри буклет, 120 страниц, и пилюля. Вы не знаете, что внутри этой таблетки, поэтому вам просто надо доверится музыкантам и проглотить ее.

image Click to view



СОЦИАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН

Перед тем, как я буду рассказывать о социальных проектах, хотел бы сделать небольшое вступление. По всему миру, в том числе на «Золотой пчеле», я вижу огромное количество плакатов, на которых написано «спасите Землю», «спасите воду», «спасите детей». На самом деле все они печатаются малыми тиражами исключительно для самих дизайнеров, чтобы участвовать в различных биеннале. Это ужасно. Если вы делаете плакат, который будет способствовать вашему продвижению - сделайте его честно и не говорите, что вы хотите спасти Землю. То, чем занимается наша студия - реальные вещи, которые видят люди. Например, проект для группы влиятельны американских бизнесменов, которые озаботились проблемой снижение военных расходов США.







Как видно на этом графике, у Америки самый большой военный бюджет, потом идет Россия, затем Китай. Мы занимались этим проектом 10 лет и сделали очень многое. Одной из самых любопытных акций стал национальный парад вот этих транспортных средств, которые ездили по разным штатам и привлекали к себе внимание людей и прессы. Самая большая копилка - это бюджет Пентагона, вторая - расходы на образование и третья - бюджет здравоохранения.



Наша передвижная инсталляция попадала во все местные газеты и на телеканалы. Таким образом мы получили доступ к огромному рекламному пространству, за которое не заплатили ни цента.



Следующую идею, о которой расскажу, я носил в себе 5 лет, прежде чем удалось уговорить клиента реализовать ее. Это обычный школьный автобус. Вернее не совсем обычный, а сдвоенный - этим жестом мы призываем государство к удвоение бюджета на образование.



то же касается результатов нашей деятельность. Пока это единственный благотворительный проект, в котором я участвовал и который завершился, потому что мы достигли всех поставленных перед собой целей. Администрация Обамы вплотную занялась поднятой нами темой и уменьшила на 15% военный бюджет страны, который составлял 500 миллиардов долларов. Этих денег вполне достаточно, чтобы поддержать образование в США.

КОРПОРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН

В последнее время мы много сотрудничаем с брендом Levi's. Вот очень простой рекламный плакат для него:



Мы купили пару джинсов «Левайс» и разложили ее на составляющие.


А вот все те же распоротые нами джинсы: мы сложили их заново. Еще один билборд Levi's, который сейчас висит в Нью-Йорке:

image Click to view



Хочу сказать пару слов о плакате, как жанре графического дизайна. Настоящими художниками по всему миру создано фантастическое количество плакатов. Как вы могли заметить, люди, которые стояли сегодня на сцене, не сильно старше сидящих в зале. Но если вы изучаете дизайн в университете и хотите зарабатывать этой профессией на жизнь, умоляю вас, не концентрируйтесь на плакатном жанре. Я считаю, что плакат - это инструмент XX века. Его история началась в самом начале прошлого столетия с Тулуз-Лотрека и достигла пика во второй половине века. В арсенале современных дизайнеров огромное количество адекватных выразительных средств помимо плаката. С помощью него можно учится графическому дизайну - и это прекрасный способ. Но вряд ли кто-то из вас сможет получать больше деньги, делая плакаты. В моей практике плакат - это 1% от того, что мы делаем.

А теперь я хочу перейти к главной части моего сегодняшнего выступления - рассказу о проекте «Вещи, которые я узнал за свою жизнь». Каждые 7 лет мы закрываем студию на год и разъезжаемся по разным уголкам мира, чтобы заняться экспериментами. У нас довольно много клиентов, которые предоставляют полную свободу. Например, есть заказчик, который однажды сказал мне: «У нас есть оплаченные места в журналах и билборды - сделайте что-нибудь!». Когда тебе предоставлена полная свобода и ты можешь делать все, что хочешь - это гораздо труднее, чем я представлял. Продолжение следует...

Часть 2

Я перехожу к главной части своей сегодняшней презентации. Последние годы наша студия работала над проектом «Вещи, которые я узнал за свою жизни» (Things I have learned in my life so far). У нас довольно много клиентов, которые предоставляют полную свободу. Все началось с того, что появились люди, которые сказали буквально следующее: «У нас есть уже оплаченные места в журналах и рекламные билборды - сделайте что-нибудь!». Но работать в таких условиях оказалось гораздо труднее, чем я думал. Мы никак не могли решить, что же делать. Практически перед самым дедлайном проекта я наткнулся на список, который когда-то сделал в своем дневнике. Мне подумалось, что использовать эти фразы - неплохая идея, потому что я на самом деле им верю, а заниматься тем, чему ты веришь, всегда приятно. Дальше я просто выбрал одну из фраз - «Желание выглядеть хорошо ограничивает мою жизнь». Мы написали ее на рекламных щитах, установленных по всему городу.











Чтобы составить эти надписи, мы отправились в Аризону. У нас не было никаких эскизом и мы не знали, что будем делать, но обещали придумывать по одному билборду в день и работать исключительно с подручными материалами. Когда все было закончено, мы попросили заказчика найти билборды, установленные группами по 5 штук или последовательно вдоль дороги - там и была размещена эта фраза.





























Мы получили очень хорошие отзывы на эту работу. И нам было весело. А ведь у меня был целый список таких потенциально хороших проектов. И я начал убеждать моих клиентов в том, что они должны разместить фразы из моего дневника на их билбордах. Сначала это звучало как идиотизм. Мы получили заказ от Школы искусства в Нью-Йорке на огромную кампанию. Директор этой школы предложил фразу, которую можно было бы использовать на плакате: «Приходите учиться к нам и ваша жизнь наладится». Когда я начал работать над проектом, осознал, что совершенно не верю этому утверждению. Искусство не делает человека счастливым, наоборот, я знаю очень много несчастных художников. Мы отказались от этого слогана и выбрали фразу из моего дневника, которая гласила обратное: «Думать, что твоя жизнь станет лучше в будущем глупо, живи сейчас». Школа согласилась. Мы разместили этот плакат в очень большом формате в нескольких европейских городах.





Примерно год мы потратили, чтобы убедить клиентов в том, что им может быть выгодно пользоваться высказываниями из моего дневника. За это время в студию начали приходить люди, которые видели наши фразы и хотели получит что-нибудь подобное. Например, к нам обратилось правительство Шотландии. Они готовились к фестивалю, который проходил в 6 городах, и хотели разместить в каждом по одному слову из какой-нибудь фразы. Мы поставили в каждом городе большую белую обезьяну со словом. Целиком фраза звучала так: «Каждый всегда уверен в том, что он прав».

















Этот проект получил очень много внимания прессы - попал на обложки двух шотландских газет и в репортаж BBC. Про нас написали даже издания, которые обычно не интересуются дизайном (может, потому что мартышки были голые).





А этот билборд мы изготовили прямо на крыше нашей студии. На газетную бумагу положили куски черного картона и оставили на неделю под жарким нью-йоркским солнцем. Бумага, которую не закрывал картон, пожелтела, а рисунок остался белым. Мы отправили этот билборд в Лиссабон, где повесили на солнечную сторону. В первый день на рекламе можно было прочесть: «Жаловаться глупо, либо действуй, либо забудь». Через три дня она начала блекнуть, а через неделю в Лиссабоне уже не жаловались.











Принты для журнала: «Наркотики - это весело только в начале, потом они тянут вас вниз».













Реклама для австрийского города, установленная на небольшой пешеходной улице, где много магазинов одежды. Мы составили из вешалок надпись «Беспокойство ничего не решает».













Каждые семь лет я и все мои сотрудники берем творческий отпуск на год, чтобы работа оставалась призванем и важным делом, а не просто способом зарабатывать деньги. Об этом и фраза «Если я хочу исследовать новые профессиональные направления, полезно в первую очередь проверить на себе», которую сделали вместе с моим любимым типографическим дизайнером Мариан Бантжез (Marian Bantjes). Она сложила это предложение из кучки сахара, потом уничтожила его и сложила вновь. И так 5 раз.













Буклет для модного дома: «Роскошью лучше наслаждаться в небольших дозах». Одажды я остановился в фантастическом дизайнерском отеле. В первый день все казалось невероятным, во второй я начал привыкать, а в третий уже перестал ценить эту роскошь вокруг себя. На мой взгляд, окружать себя дорогими вещами - бессмысленное занятие, потому что вы тут же перестаете их замечать.



















А эта надпись была сфотографирована под микроскопом: «Начать заниматься благотворительностью удивительно просто». Мое любимое слово из это фразы - «удивительно», оно составлено из мужского семени.













Заказ от правительства Амстердама. Нам выделили площадь и попросили выложить на ней одну из фраз. Я пошел изучить это место и увидел там уже готовую сетку - площадь была уложена плитами. Мы использовали эту сетку в качестве отправной точки нашего проекта. У нас было 650 тысяч монет, которые предоставил нам банк Амстердама. Монеты были трех типов: очень старые, среднего возраста и совсем новые - поэтому мы могли работать с оттенками. В течение недели сотня добровольцев помещала эти монетки на площади в нужном порядке. В конце концов получилась фраза «Одержимость портит мою жизнь и способствует работе». Хорошо быть немного сумасшедшим в некоторых вещах, но не во всех.





























Мы специально сделали эту надпись очень красиво с вензелями и цветочками, чтобы прохожий не мог сразу решить, забрать монетку или оставить на месте. Через пару дней после открытия инсталляции один из местных жителей вызвал полицию, потому что заметил желающего собрать с площади все монеты. Стражи закона приехали и полность разобрали надпись, что бы не оставалось искушения.







Часть 3
Следующая работа, которую я покажу - журнальная реклама, сделанная вместе с моим любимым японским шрифтовым дизайнером Кеном Мики (Ken Mickey). Она состоит из шести последовательных принтов, которые сообщают, что «Деньги не делают меня счастливым». Это чистая правда. Я понимаю, что мне легче это говорить, потому что у меня они есть, но все же.













Мы отправили макет рекламы в типографию и попросили их быть предельно аккуратными, потому что, как вы видите, тут очень тонкие переходы тонов. Во время печати была потеряна часть пленок и все перепутано, но они побоялись нам об этом сказать и восстановили порядок сами. В результате, когда реклама дошла до печати, она сообщала: «Деньги делают делают меня счастиливым». Все 800 тысяч экземпляров журнала с этим утверждением уже были напечатаны, и мы ничего не могли поделать. Спустя месяц в следующем номере появилась такая крошечная надпись, в которой говорилось, что на самом-то деле Стефан имел в виду, что деньги НЕ делают нас счастливыми. Один из моих друзей, услышав эту печальную историю, пожалел меня и предложил сделать это еще раз нормально. Вы не поверите, он уговорил владельца крупнейшего казино в Австрии обернуть здание этого заведения моей фразой. Когда вы подходите к казино, видите только слово «Деньги». Когда заворачиваете за угол читаете: «не делают меня счастливым».



Кроме коммерческих проектов в рамках Things I have learned in my life so far мы сделали авторскую вставку в Нью-Йорке, где еще раз показали все эти фразы. Дело было в престижной, дорогой арт-галерее, но мне все равно очень хотелось, чтобы это воспринималось не как какое-нибудь современное искусство, а как графический дизайн. Поэтому мы пригласили крупнейших дизайнеров из Нью-Йорка принять участие в нашей выставке. Она проходила в январе, было довольно холодно, и мы поставили обогреватели у стекол, чтобы они запотели. Каждый день приходили три новых дизайнера и писали свои послания на стеклах. Был Мильтон Глейзер. Массимо Виньелли рисовал пальцем по четкой сетке. Пола Шер пришла со всеми инструментами и сделала очень точную копию своего шрифта.























У владельца гелереи были тесные отношения с Уорхолом, а у меня - с Лу Ридом, фронтменом Velvet Underground (может быть, вы помните их обложку с бананами). Одна из инсталляций была посвящена этим двум людям. Мы взяли зеленые и желтые бананы и с их помощью написали фразу «Уверенность в себе дает прекрасные результаты». Когда я уверен в себе, не просто чувствую себя лучше, но от меня и гораздо больше пользы. Спустя неделю уверенность в себе пропала, а через 5 неделя потихоньку начала возвращаться. На протяжении всего этого времени в галерее невероятно пахло бананами. Мне кажется, там до сих пор стоит этот запах.

















А еще мы сделали книгу об этом проекте. Она упакована в коробоку, у которой можно менять обложку с помощью вложенных внутрь листов.











И, конечно, у нас есть веб-сайт, где все желающие могут поделится тем, чему научились в жизни. Но туда не принимаются просто фразы, каждую непременно должен сопровождать дизайн. Интернет-проект интенсивно развивается, сегодня там тысячи разных работ. Вот несколько из них:











Я подхожу к концу презентации. Напоследок расскажу вам историю, которая произошла со мной, когда я был в вашем возрасте и учился в венской дизайн-школе. Однажды после занятий я ехал в метро и увидел фантастические красивую пожилую женщину. Ей было около 80, она была одета в черный плащ и черную шляпу с красными розами. Мне очень хотелось сделать ей комплимент, но не хватало духу. Пока я размышлял подойти или не подходить к ней, двери открылись и она вышла. В последнюю секунду я выбежал из поезда вслед за ней с криком: «Леди, постойте, я должен кое-что вам сказать». И сказал: «Вы невероятно хорошо выглядите!». Ее лицо мгновенно просветлело и появилась улыбка. Мы говорили на протяжении еще 20 минут.

В тот момент я решил для себя, что всегда буду так делать. К сожалению, в жизни все пошло не совсем, как было задумано. Очень многие фразы из моего списка, я действительно применяю каждый день. Например, «Беспокойство ничего не решает» - я не люблю волноваться. Но есть одна мысль, с которой все не так просто: «Смелось всегда работает на меня». Я с этим абсолютно согласен, но не всегда легко следовать этому утверждению. Мне приходится ежедневно преодолевать свой страх, но результат всегда стоит этих усилий.

























Спасибо!
А еще спасибо порталу КАК за инфу :)
Previous post Next post
Up