Булгаков и гидизм - хождение по мукам

Aug 09, 2012 16:17




Нуте-с, дорогие мои, книгу читали, фильм смотрели, а по булгаковским местам с аховым гидом не бродили?
(напоминаю, аховый означает плохой, скверный, никудышний, завалящий и вообще хреновый).




Но хватит предисловий. "За мной, читатель!"



Идея пройтись ночью да в полнолуние по родному городу как турЫст показалась привлекательной.
Москву узнать как следует я не успела: рано деву выдали на чужую сторону
,хотя после Истфака представление о том, каким должен быть экскурсовод, имею.
Он должен говорить грамотно, понятно, красиво. Выразительно интонировать свою речь.
Обладать искусством общения, умением выбрать нужный тон и стиль, управлять вниманием группы.

Это в теории. В лотерею достойного экскурсовода мы не выиграли. В ночь с пятницы на субботу от дома-музея Булгакова отправляется «Романтическая ночная пешая экскурсия по следам романа «Мастер и Маргарита».
Стоит 800 рэ.




На летней веранде горят свечи. Тихо играет музыка. Приходит молоденькая  экскурсовод/ша/. И открывает очаровательный роток... Я знаю наш московский грешок: мы говорим быстро и акаем. У этой же москвички особый стиль захлёбывающейся скороговорки по нервирующему алгоритму:
та-ра-та-ТА, с обязательным взлётом на верхнее си бемоль, отчего её речь походит на тявканье шавочки.
Пунктуацией служит словесный огрызок "собственно".

После второй канонады нас с подругой повело, как на сеансах Чумака-Кашпировского. Пришлось ухватиться за край стола.
Пока гид водила группу в подъезд нехорошей квартиры, мы бросили записочки о сокровенном в ящик - говорят, сбывается...

Примус потрогали, Бегемота настоящего: рассказывают, у него пьянь непотребная сухой корм стырила на закусь. 

Из колодцеобразного московского дворика, со словами «исчезнуть из этого дома всегда полезно», уходим в ночное. В сад "Аквариум", где с Варенухой расправлялась свита Воланда.





Затем пошли на Патриаршие- в начало романа. На свежем воздухе полегчало. Теплилась ещё надежда, что пулеметчица подустанет, но нет! Расстрел продолжался. Как на Патриарших писатель любил гулять со своей супругой Еленой Сергеевной  - прототипом Маргариты,что прототипом Воланда служил Сталин, а образ Берлиоза списан с Луначарского.

.

Идем жечь Грибоедова!
В романе о местонахождении ресторана можно догадаться по косвенным признакам,- чахлый сад, здание кремового цвета, чугунная ограда и бульварное кольцо. Сейчас это здание Литературного института, а в романе - Дом Грибоедова, или МАССОЛИТ.
Кстати, еще одна возможность приблизиться к МАССОЛИТовскому духу - поообедать в знаменитом дубовом зале ресторана современного Дома Литераторов - ЦДЛ, Б.Никитская, д.53 - куда пускают всех желающих.

На этом месте слушать гида стало невыносимо: нервы в клочья! Просто шли за группой по маршруту и воскрешали собственные познания о Мастере. Их вполне достаточно для каждого, кто интересуется романом и творчеством Булгакова.

Нас зачем-то завели на полчаса в кофехаус, где тарифы в три ночи не для всех подходящие.





Группа жаждет увидеть Дом Маргариты на Спиридоновке.
Свою Маргариту-супругу Елену- Булгаков  увел от первого мужа - командующего Московским военным округом - из роскошного особняка (архитектор Шехтель) Саввы Морозова. Первый этаж дома расписывал Врубель.Сюда автор поселил  Маргариту(не факт).
Странно, что в таком роскошном доме мог жить даже "крупный специалист" со своей женой, да и особняк не столько готический, как в романе, сколько в восточном стиле.
Представили, как мимо него, догоняя Воланда, бежал по Спиридоновке Бездомный, и он же в эпилоге "через Спиридоновку с пустыми и незрячими глазами идет в арбатские переулки".Сейчас там дом приемов МИДа.


К восходу солнца дошли до домика Мастера в Мансуровском переулке, дом 9: те самые "две комнаты в подвале маленького домика в садике".
То, что это дом Мастера, основано на биографии Булгакова - здесь жили его друзья и сам он часто у них бывал. Удивительно, но в самом центре Москвы, в пяти минутах от метро сохранился крохотный деревянный домик.Через ворота можно увидеть тот подвальчик, где жил Мастер. Окон его комнаты почти не видно - домик осел.

К этому моменту группа раздислоцировалась почти полностью. Стояли у одного дома, у другого... Мы и сами могли постоять, да все и так знали общеизвестные факты.
И главное: нельзя так тараторить.

Чтобы достойно закончить это "романтическое" хождение по мукам, мы откололись и поехали на Воробьевы. На месте смотровой площадки герои романа улетали. Полетели и мы!




моя москва

Up