Повелитель Кришны и прочие артисты больших и малых

May 16, 2011 09:26



Уличный факир. January 2010, Varanasi, Uttar Pradesh, Central India

Уличный мучитель кобр дрессировщик несчастного коброшнурка по имени Кришна. Не последнее кстати лицо среди людей, оным в Варанаси торгующих - его "точка" между Dashashwamedh Ghat и Lalitha Ghat - одна из самых злачных, тут всегда много туристов. Второй змей, Лаки, уже старый совсем, обычно спит в корзинке и исполняет для публики всего один трюк под названием "Погладь Лаки, ....".

Ну и конечно же какой Варанаси без холи менов.



Sadhu from Varanasi. January 2010, Varanasi, Uttar Pradesh, Central India

Этот садху родом из Пенджаба, называет себя реинкарнацией какого-то мощного мудреца древности, чуть ли не самого Сундара Сингха.

Я считаю, грех относиться к этим людям с предубеждением, как к ряженым. Многие из них далеко не просты, и говорить с ними всегда интересно. "Хороший садху сродни образованной гейше" - так сказал о них мой сосед по гесту, давно живущий в Mishra Guest House, который доставал мне правильные индийские таблетки от простуды, да и вообще помогал как-то держаться на плаву в этом непростом месте. Жизнь в Варанаси наложила на него отпечаток - он все время выдавал что-нибудь эдакое, а я зря не записывала.

Кстати, недавно я увидела в сети фоторепортаж о походе к озеру Госайкунд в Непале организованной группы фотографов, с которыми попутно к священному озеру шли двое садху. И с огромным удивлением узнала в них двух главных "звезд театральной труппы" Пашупатинатха (это один из них), которых встречаю на одной и той же точке со времен первой моей поездки в Непал в 2008 году, и о которых все всегда говорят пренебрежительно: "клоуны", "ряженые". Казалось бы, зачем ряженым какое-то там паломничество, они же ненастоящие? А вот поди ж ты.

Еще один звездный холи мен:



Ghowri Baba. January 2010, Varanasi, Uttar Pradesh, Central India

Смешной баба Ghowri обитает обычно на Асси-гат и интересничает на особый манер, называя себя представителем темной и жутковатой секты "aghori-sadhu". Агхора (в переводе с хинди "а" - "не", "гхор" - "ужас") - "отрицание ужаса", индийская практика невероятной аскезы. Есть настоящие, а есть soft-версия - индийский аналог наших любителей дернуть пивасика на кладбИще.

Бхайравачарья сидел на тигровой шкуре, расстеленной на земле, покрытой размазанным зеленым коровьим навозом, посередине круга, очерченного пеплом. Сияющий блеск его тела был цветом подобен пасте мышьяка или свежему человеческому мясу. Его длинные волосы свалялись в пряди так, как то обычно бывает у аскетов, и были украшены бусами и раковинами. Лоб его был разрисован символами, нанесенными пеплом. Он носил серьги с драгоценными камнями. Рядом с ним неизменно стоял бамбуковый шест с железным наконечником. Он купался в пепле от погребальных костров, он носил ожерелье из черепов и костей, он держал духов и призраков как компанию, он постоянно в состоянии опьянения наркотиками или алкоголем, и он ведет себя как безумный.

Надо признать, не без этого - товарищ всегда мощно накурен, оттого слегка придурковат и неадекватен - демонстративно порвал мою купюру в 10 рупий (это с моей точки зрения нормальный такой гонорар за снимок).

Тем не менее, Варанаси действительно является местом, где встретить садху секты агхори достаточно высока. Многие настоящие агхори-бабЫ испытывают свое понимание недвойственности бытия в хосписах для прокаженных, ухаживая за больными, или очищая от зловонных отбросов сточные канавы Годаулии и старого города.

Но не все садху в Варанаси одинаково полезны столь же хороши собой и безобидны, как представленные выше. На Маникарнике и вокруг под видом садху работает большая шайка разводил и мошенников, настроенных исключительно на то, чтобы обчистить ваши карманы.

Методы используют от примитивных до продвинутых - от накуривания чиломом и поднесения любопытному "фреш-чикену" отравленного прасада до сильного гипноза и разбойного грабежа (последнее, правда, встречается редко). Есть так называемый очень распространенный "развод фотографов", сама столкнулась однажды с этой бедой, хотя была о таком виде мошенничества прекрасно осведомлена и неоднократно со стороны его наблюдала.

В мой последний вечер в Варанаси я снимала Гангу Аарти на Lalitha Ghat, она проходит там в то же время, что и основная церемония на Dashashwamedh. Камера была на штативе. Когда пуджа закончилась, и все зрители разошлись, направила объектив в сторону реки и огней Маникарники.

Тут же рядом словно из воздуха материализовался такой "садху" и сказал, что Маникарнику снимать нельзя. Я спокойно ответила, что Маникарника очень далеко отсюда, и трупы я не снимаю. Мошенник не отставал, стал угрожать полицией и разбиванием камеры, если не дам денег. Я тоже стала угрожать полицией. Завязалась перепалка, мерзавец стал хватать меня руками, что по индийским понятиям является недопустимым. Поскольку был он все же не очень крепким, получил по сусалам и убрался, осыпая меня проклятиями. На следующий день после этого неприятного случая, добравшись до Каджурахо, я вдруг обнаружила, что ОБА мои объектива (крепких фикса L-серии) были практически мертвы.

Мастер, который потом чинил объективы в Москве, сказал, что повредились они "от какого-то очень сильного удара". Хотя они оба неоднократно были со мной в пеших походах в Гималаях и тряске в местных непальских автобусах, в рискованные моменты фототехника надежно и прочно лежала в рюкзаке, и я готова поклясться, что никогда не била их и не роняла. По сей день я уверена, что без "колдунства" тут не обошлось. Поэтому случится вам быть в Варанаси - будьте, пожалуйста, осторожнее, гуляя по гатам в одиночку в темное время суток.

india, uttar pradesh, varanasi, faces of india, индия

Previous post Next post
Up