Редактура, шлифовка, полировка...

Oct 13, 2011 11:16




«Красных искорок было заметно больше, они всё больше и больше прибывали, зелёных искорок впрочем, становилось всё больше, но не так быстро как красных»
Из рукописей начинающих авторов

Тема про редактирование текста - неприподъемная. В ней полно аспектов, нюансов... что говорить - целая профессия! Однако базовые идеи мы попытаемся изложить.

Нужно различать переписывание текста под задумку и редактирование как таковое.

Первое - не редактирование, собственно, а особая форма работы по написанию произведения. Когда мы переносим задумку на бумагу, как бы ни была проработана заранее идея, все равно происходят отклонения от замысла, потери и находки. Мысль в голове и мысль на бумаге - две большие разницы. Перечитали - поняли, что в тексте не так и не то - переписали заново: кусок, абзац, главу... Дописали, добавили, вырезали.
Что главное? Главное - делать это быстро. На драйве. Это - пока не редактура, это - создание черновика, с которым мы будем работать дальше. Вы можете позволить себе в этом черновике несовершенство. Степень несовершенства - для каждого своя. У нас (поскольку мы подробную предварительную разработку делаем) даже первый черновик получается очень полный. Не обязательно совершенный по форме, но к финальному тексту близкий по структуре. Хотя бывает по-разному. Последний рассказ мы переписали процентов на 60% в поисках наиболее сильной идеи. Это нормальный процесс, и не стоит пугаться переписывания. Как понять - что и почему надо глобально дорабатывать в тексте? Мы говорим об этом во многих статьях этого блога, да и советы иных практиков и теоретиков вам в помощь.

Итак мы написали «кости» и «мясо» текста. Время переходить к редактированию. Вот тут-то многих и настигает уныние... Пока писали - было весело. А тут сидишь над первым абзацем: слово убрал - слово поставил. Предложение поправил, стер... А еще 800 страниц - ужас!!!
Руки опускаются.
Да и результаты как-то... не радуют. И еще пахать и пахать...

Какая есть альтернатива? Мы ответ получили в Партените, на семинаре у Олдей. Олег показал наглядно, как он редактирует текст. Взял у нас кусочек и прошелся по нему правкой, еще и еще раз. И объяснил как и для чего. Словно лампочка в голове вспыхнула!
Этот подход сильно изменил наш взгляд на редактуру, а особенно - на ее сложность и тяжесть. Мы еще потеоретизируем и поформулируем на сайте, но пока расскажем, как мы это поняли (и активно применяем для себя).

Итак, алгоритм редактирования текста.
Во-первых, быстрое прохождение по тексту, с целью убрать очевидные проблемы. Нигде не застреваем, не добиваемся совершенства. Правим то, что явно бросается в глаза. Все вводные слова, «ну», «и», «а» в начале предложений, «былы» и т.д. Если вы знаете за собой специфические проблемы со стилистикой - попробуйте на этом проходе их убрать/отметить. Много режем, мало дописываем. Цель - «почистить» текст от очевидных проблем. Если вы видите проблему, но не можете ее за десять секунд исправить - отмечаете цветом и идете дальше. Закончили кусок? Перечитайте. Хорошо еще раз пройтись по тексту в той же логике.
После такой «чистки» текст словно «всплывает» из-под словесного мусора. Вы убрали самые наглядные проблемы, и стали видны менее очевидные.

Настало время для работы со словом: находите правильные слова, ставьте их на свои места, смотрите ритм и скорость текста. Но - тоже не застревая на одном месте подолгу. Если за тридцать секунд ничего не получается - отложите эту правку и идите дальше. Цель - как можно дольше держать высокий темп работы. Конечно, последние 20% редактирования займут 80% времени, но пусть это будет в самом конце вашей работы, когда вы большую часть произведения до готовности довели. Тогда эта кропотливая работа будет в радость.
Что еще мы делаем на этом этапе?
- Распечатываем текст и редактируем «с бумаги» (ближе к концу этого этапа).
- Дорабатываем диалоги; в первую очередь проверяем соответствие манеры разговора персонажей - их психотипу и заявленным особенностям речи;
- Прорабатываем (многократно правим) ключевые места произведения: начало, завязку, кульминацию, финальный абзац;
- Дорабатываем случайно возникшие в ходе написания метафоры, яркие образы и т.д. - до системы.
Про последний пункт хочется сказать подробнее и с примером.

Когда вы пишете у вас могут возникнуть какие-то интересные находки: фразы, метафоры, характеристики персонажей и т.д. Вот теперь самое время посмотреть - нельзя ли их использовать не только там, где они возникли. Нет ли в красивом образе чего-то большего? Может быть это рефрен для всего текста? Или упоминание детали в середине рассказа надо подкрепить «крючком» в начале?

Характеризуя персонажа, мы где-то в середине рассказа написали: «Мэтью Фиш принадлежал к Церкви Толерантности и даже мысленно не употреблял слово «Б-г», в единственном лице» (конечно, правильно сказать - числе, да и изменили мы конец фразы потом... но это - черновик, и здесь корявости будут обязательно). А на второй редактуре поняли - а ведь с этих слов вообще рассказ правильно начать! Очень точная характеристика персонажа. А потом подумали, а можно ведь обыграть, что наш персонаж все время обращается к Богам, не к Богу... и боги бывают ой какие неоднозначные. Ты только обрати на себя их внимание, такое может выйти, не обрадуешься. Вот так случайная фраза стала одним из стержней представления героя и рассказа в целом.

Вы закончили второй этап редактирования текста... теперь надо «вылизывать» запятые и доводить текст до полного совершенства? Работать шкуркой-нулевкой? Нет. Теперь вам надо посмотреть на текст с точки зрения.: «что можно от него отрезать безболезненно». Да, да. Когда вы текст почистили качественно и «причесали», самое время подумать - а нет ли в нем лишнего? И безжалостно отрезать это самое лишнее. Исходя из видения сюжета, идеи, персонажей, мира и всего прочего что определяет произведение в целом.

Операция прошла успешно? Пациент выжил? Ничего не хочется поменять на глобальном уровне? (как раз в этот момент зачастую начинают быть видны последние «неправильно сросшиеся» ребра сюжета, натяжки в фантастическом допущении, нелогичности и нереалистичности в персонажах...
Если все в порядке переходим к поэтическому редактированию.
Чтобы каждая буква была на своем месте.

Удачи!

PS. Не забудьте про вычитку с бумаги!

PPS. Записано за Олдями, очень краткая выжимка:
«Редактура: сначала чистим очевидное, затем перестраиваем предложения. Сделал главу - отредактировал. Сделал половину текста - отредактировал по распечатке. Редактура второй части. Перерыв дней на десять потом еще редактура. Целевая правка нацеленная на то, чтобы убрать лишнее».

PPPS. Если есть желающие, можем кусочек из чьего-то произведения (тысячи на 2-3) показательно отредактировать пошагово по вышеописанному алгоритму и выложить тут, в блоге. Будут желающие - пишите в личку или на почту.

технические приемы, стилистика, писательский инструментарий

Previous post Next post
Up