Оливер де Робер. Забытые крепости

Jan 23, 2021 23:50

Забытые крепости

Даже не нужно быть уроженцем этих краев, от Корбьер до Арьежа, чтобы отправиться на поиски этих нескольких крепостей, затерявшихся среди многочисленных картографических примечаний… Прячущиеся в уголках памяти, эти замки далеко не так известны, как Монсегюр или Пейрепертюзе, и здесь, между Корбьер и Арьежем, еще возможно войти в уснувшую цитадель или исчезнувшую крепость, пуститься в странное паломничество по камням и колючкам, в поисках донжонов, убежавших в туман забытья.

Монреаль де Сос: три стены и одна картинка

Удивительно, но его величество король Арагона владел замком, стоявшем в верхней части долины Викдессус и окруженном самыми высокими в Арьеже горами. Конечно, теперь это место утратило много их своих минеральных богатств, но все же… Тщательно упоминаемый в перечне богатств короны, Монреаль доминировал над всей долиной, построенный на широкой террасе, доступной только по маленькому подземному коридору. От этого гордого символа могущества осталось немного, разве что несколько камней у подножия стен. Однако, эта цитадель известна не столько из-за своего славного прошлого, сколько из-за маленького сквозного грота, на стенах которого есть несколько странных рисунков. Конечно же, известные тайнописцы немедленно признали эти изображения аллегорией Грааля и стали считать, что там было его последнее убежище… Увы, ни здесь, ни в Монсегюре, Грааля не было. Флоранс Гийот, местный археолог, спокойно это подтверждает и предпочитает любезно улыбаться всем этим фантазиям:
         «Пусть каждый думает, что хочет, - говорит она, - но факты - упрямая вещь, и реальность чаще красивее, чем вымыслы». Человеческая реальность, которая много столетий писалась на камнях этих неизвестных замков, где под одним и тем же небом жили добрые люди и их палачи.


Руины замка Монреаль-де-Сос долгое время считались последним убежищем Грааля.

Миглос. Последние добрые люди

Когда углубляешься в долину Викдессус, то видны величественные развалины Миглоса: две башни и зубчатые стены, стерегущие проход. Но это всего лишь театральные декорации; с другой стороны огромная часть замка уже давно полностью разрушена, а посетители оставили вокруг черные пятна кострищ. Эти каменные часовые, доминирующие над долиной, переходили из рук в руки по воле графов, но особенно они известны по короткому периоду трагических событий, связанных с добрыми людьми, которые в начале XIV века еще пытались избежать инквизиторских преследований…


Только две башни и укрепления показывают еще, что замок Миглос (справа) был частью важной линии обороны высокогорного графства Фуа.

Белькастель. Имя говорит само за себя

Дороги здесь так ужасны, что трудно представить, что сюда можно добраться и не заблудиться. Нужно внимательно следить за поворотами дорог, чтобы не пропустить Белькастель, возле Лиму, у самого края света. Здесь мы уже очень далеко от «головокружительных цитаделей», дорогих Мишелю Рокберу. Скромная крепость на небольшом холмике, поросшем лесом, высится над часовней. Последняя хорошо отреставрирована, вокруг нее кладбище в таком приличном состоянии, что возникает впечатление, будто это последнее место, где может быть какая-то живая душа! Чтобы войти в этот спящий замок, нужно пройти внутрь через то место, где когда-то были арочные ворота, давно уже исчезнувшие в лесу, после чего вас приветствует величественный бук. Широкая тропа ведет вас через таинственные скалы к тому месту, где должен быть донжон. Здесь - одни развалины. Но эти руины настолько живописны среди замшелых скал и огромных буков, что если здесь вдруг встретишь Мерлина, это будет нисколько не удивительно. Каждый камень представляет опасность, потому что даже порыв ветра может сдвинуть его с места: и в этом буковом лесу, вдали от всего, еще хмельной от своего прошлого, умер замок… Его прошлое, его история… Но какая история? Даже господа крестоносцы не посчитали нужным запустить свои когти в столь бедные земли, и потому эти развалины не связаны ни с какой трагедией! «Чтобы идти туда, Монсеньор, нужно быть безумным или пропасть…» И потому эти руины и лес могут быть связаны только с образами мира. Вот настоящий парадокс: название Белькастель, его расположение и история предложили миру всего лишь тихие образы покоя. И потому он был забыт…


Замок Белькастель настолько затерян, что даже крестоносцы не сочли нужным завоевывать его.

Дюн. Далеко от баталий

Если двигаться на запад, то покидаешь Корбьеры, вступая на бывшие земли графа де Фуа. А если почитать средневековые манускрипты, то часто встречается название Дюн: сестра графа управляла здесь катарским домом и, как утверждал епископ Тулузы, там она «проповедовала свою зловредную доктрину». Но что касается следов на земле, то на холме Дюн в этом мире остались всего лишь несколько камней из укреплений - остатки замка, упоминаемого в 1034 году, которые все еще героически сражаются с кустарником и забвением. Так, далеко от шума битв, осталась память о женщине, которая навещала эти места…

/
Ни крики сражений, ни крики казнимых не витают над развалинами замка Дюн, а только память о «катарской проповеднице».

Безу. Ветер и тайны

Так всегда бывает, когда вы попадаете в географические окрестности Рен-ле-Шато, когда рационализм теряет смысл и начинаются одни тайны! Многочисленные историки пытались разобраться с этим местом, но, увы, без особого успеха… Так, благодаря волшебству немного жуликоватого аббата, теперь вокруг по всему региону Рен ищут сокровища, принадлежавшие тамплиерам, и видят эзотеризм под каждым камнем. Но к утешению любителей тайн, мы и на самом деле ничего не знаем о создании цитадели Альбедюнум. Некоторые видят в ней след, оставленный римлянами, другие - вестготами, а еще кто-то видит командорию тамплиеров, избежавших королевских облав…
         Во всяком случае, кажется, что магия этого места порождает больше гипотез, чем научных исследований. Тексты говорят нам, что его сеньор Бернард Сермон, видать, не имел репутации непобедимого, потому что оставил это место еще до прихода армии крестоносцев в 1210 году. Катарский проповедник Гвиберт де Кастр нашел здесь убежище между 1229 и 1232 годами. Отсюда он ушел в Монсегюр… Над скальным фундаментом, нависающим над пустотой, посетителя приветствуют укрепления часовни. Основания стен указывают на скромное строение: все здесь посвящено военному ремеслу… Наверху несколько камней стен продолжают вертикаль скалы до последнего редута донжона. От этой гордой цитадели осталось немного, но ее «небесное расположение» свидетельствует о былой мощи.


Практически ничего не осталось от цитадели Альбедюнум (наверху). Но ее «небесное расположение» позволяет предполагать, что она была мощной.

Ориак. Цитадель молчания

Через тысячи поворотов видны три дома, мэрия и памятник погибшим. Это и есть вся деревня. Однако не будь тут замка, то кажется, что люди не стали бы взбираться сюда по таким крутым дорогам. Массивные остатки стен, кажется, скрепляют рассыпающиеся камни скалы, на которой высится над пропастью цитадель Ориак. У подножия укрепления посетителя встречает плакат: «Доступ публике запрещен». Публике, это значит нам, ордам туристов! Решетка вместо занавеса, остатки подъемного моста у входа, расшатанные камни валятся, как брошенные катапультой, и мысль о том, чтобы забраться туда, кажется безумной… Это место реставрируется, и нужно подождать несколько лет, чтобы открыть больше, чем остатки квадратного донжона и южных стен с красивыми окнами. Упоминаемая в 1028 году, цитадель принадлежала могущественной семье де Терм в 1173 году. Она удивительно большая для такого пустынного места, и стратегически построение такого недоступного замка было хорошо для эпохи Тысячелетия. Однако его военное употребление было спорным уже в начале XIII века, когда изменились методы ведения войн. Тогда почему же верили в стратегию закрытой обороны, в эти ужасные годы - 1210-1213? Воины, одетые в волчьи шкуры, забаррикадировавшись здесь, под небесами - не загнали ли они сами себя в ловушку? С высоты своих неприступных донжонов они, возможно, считали себя столь неприкосновенными и нерушимыми, что не заметили даже, что мир изменился. А армия крестоносцев явилась как жестокое напоминание об этих изменениях…


Внизу - цитадель Ориак, неприступный замок, утративший свое значение в начале XIII столетия.

Мирамонт. Еретический лес

В двух шагах от Тараскона находится Рабат - драгоценная земля, с точки зрения графов де Фуа. Над ним возвышается огромный монолит. На этой головокружительной скале находился замок Мирамонт, известный тем, что там была катарская община. Теперь от него осталась только память. Инквизиция обязала Раймонда Санса де Рабат полностью его разрушить. Однако, еще в начале XIV века в рабатских хижинах шептались о том, что вокруг - «еретический лес»…


Мирамонт, расположенный между Каркассоном и Лезиньян-Корбьер, был сторожевым форпостом над естественным коридором, доминирующим над долиной Од.

Pyrenees Cathares, 2004, p. 124-129.

Окситания, места катаризма

Previous post Next post
Up