Пилар Хименес
Доктор истории Тулузского университета, работает в университете Льейда, Испания
Диссидентство в землях Ок
Будучи христианским диссидентством, катаризм появился в различных регионах средневековой Западной Европы в середине XII века: во Фландрии, Шампани, Бургундии, на Юге Франции, в Италии. В землях «ок» катаров иногда называли «альбигойцами», но сами себя они называли добрыми людьми.
.
Беатус из Льебаны иллюстрирует основание и начало диссидентских движений в Церкви.
В Средние века появилась до сих пор распространенная гипотеза о восточном происхождении катаризма. Она была опровергнута новыми исследованиями, которые, наоборот, доказали, что это диссидентское движение родилось и широко распространилось в историческом контексте западноевропейского христианства XII века. Его корни восходят к теологическим дебатам каролингских времен, к IX столетию, когда разгорелись первые дискуссии о таинствах, таких как крещение и евхаристия. Вопрос о зле, об изначальном грехе, совершенном дьяволом, как и проблема человеческой природы Сына Божьего и равенство лиц Троицы, также обсуждались в ученых кругах западноевропейского христианства в Х веке. В первые десятилетия XII столетия, сразу же после Грегорианских реформ, организованных папством, даже внутри клира послышались многочисленные голоса, протестовавшие против модели Церкви и общества, которую предложил Рим. Будучи викарием Христовым, Папа желал встать во главе Церкви и общества, как верховный властитель. Клирики, но также и светские люди выступали против новой модели. Папство сразу же обвинило их и осудило как еретиков, особенно тех среди них, которые создали различные варианты катаризма, упоминаемые в западноевропейских средневековых текстах. Катары заявляли о возвращении к обрядам и таинствам первоначальной Церкви.
Святой Павел, возлагающий руки. Скульптура из слоновой кости на так называемом троне Градо (трон архиепископа Максимиана).
Осуждая вмешательство Римской Церкви и ее иерархии в дела светской власти, они были вдохновлены идеей воссоздания Церкви Божьей в первозданном виде. В землях Ок эта Церковь состояла из добрых мужчин/добрых женщин, монахов и монахинь, организованных в отдельные общины и живущих в религиозных домах. Там они работали и занимались различными видами деятельности, связанными с местным ремесленничеством, обеспечивая собственное существование и жизнь своей Церкви. Эти общины находились под властью иерархии (епископ, диакон, старшие), и каждая Церковь была автономной и независимой, не зная никакой другой власти, кроме власти своего епископа. Главным таинством этой Церкви было духовное крещение путем возложения рук или consolamentum. В отличие от крещения водой, которое они ставили под сомнение, consolamentum стяжал Святого Духа Утешителя, ниспосланного Иисусом Своим апостолам во время Пятидесятницы. Этот обряд делал из верующего «христианина» - доброго мужчину/добрую женщину - и также означал вступление в религиозную жизнь. Перед тем, как принять consolamentum, крещаемый должен был пройти период катехизации, когда он учился правилам и предписаниям катарской морали, таким, как запрет совершать убийства, прелюбодеяния, кражу, приносить присягу, а также употреблять в пищу мясо, молоко и другие подобные продукты. Крещенным следовало соблюдать целомудрие и вести жизнь в молитвах и труде своих рук. Под конец XII столетия добрые люди были распространены на территориях всех южных княжеств: графства Тулузского, графства Фуа и его каталонских владений за Пиренеями, так же как виконтств Альби, Каркассона, Безье и Разес. В начале XIII века в этих южных краях существовало пять епископств: Альби, Тулузы, Ажена, Каркассона и Разес. С самого начала укоренения общин добрых людей в этих регионах мы видим деятельность странствующих проповедников - клириков, порвавших с моделью Церкви, порожденной Григорианскими реформами первых десятилетий XII века.
Находясь под чрезвычайным влиянием монашеской духовности, доминирующей в предшествующие века, осуждая власть этого мира и плоти, добрые люди основывали свое негативное видение мира на некоторых пассажах из Нового Завета, из которых можно было сделать вывод о существовании двух противоположных миров: одного благого и духовного, а другого дурного и материального. Для них только духовный мир и его обитатели (ангелы) были созданы Богом, а зло было делом дьявола. Это он является «Князем мира сего», о котором говорит Евангелие от Иоанна. Согрешив из гордыни, дьявол был изгнан из неба Отцом, увлекая за собой в падение других ангелов. Затем он создал плотские тела, куда поместил ангелов, ставших душами, и заключил их в этих кожаных одеждах, чтобы они забыли Царствие Небесное. Чтобы позволить душам вернуться в «забытое Царствие», Отец послал Своего Сына, Иисуса, принести спасение благодаря Святому Духу и крещению через возложение рук или consolamentum. На основе этого таинства, называемого «consolamentum умирающих», когда оно уделялось верующему перед смертью при условии, что тот заключит пакт или convenentia, катары разработали собственную доктрину Спасения, одновременно критикуя действенность католических таинств. Они отрицали воплощение Сына Божьего, поскольку считали тело созданием дьявола, отрицали, что Он страдал во время Страстей и умер на кресте. Они отвергали таинство евхаристии, догмат о пресуществлении или превращении продуктов, хлеба и вина, в настоящие тело и кровь Христову, евхаристическую жертву, приносимую священником во время мессы. Добрые люди практиковали благословление хлеба при каждой трапезе в память о Тайной Вечере Иисуса, где собрались Его ученики и Он разделил с ними хлеб. Они отрицали брак как таинство и считали неэффективными заупокойные службы за умерших, отрицая существование Чистилища и другие подобные средства искупления греха. Катаров считали сторонниками дуализма противоположных начал - начала Добра и начала Зла, которые соответственно создали благое и невидимое, и злое и преходящее творение. Этот образ, появившийся в Средние века, был выработан их католическими недоброжелателями, которые путем клеветнических обвинений пытались связать средневековых еретиков и античных манихейцев.
Оправдание крестового похода
Сдача Авиньона и коронование Людовика IX.
На самом деле, дуализм начал был сформулирован в первой половине XIII века одним из итальянских катарских докторов Джованни де Луджио из Церкви Дезенцано, (озеро Гарда). Эта теория была не исключительной и не доминирующей в среде катаров, и она проникла сравнительно поздно в земли Ок. В 1208 году, после убийства папского легата Петра де Кастельно, Папа Иннокентий III призвал к крестовому походу против еретиков Юга, альбигойцев. Ранее крестовый поход организовывался только против неверных (евреев и мусульман), но теперь католическая Церковь стала оправдывать его как средство борьбы с еретиками, то есть с христианами-диссидентами. Папа также призвал поднять оружие «рыцарей Христовых», крестоносцев, баронов со всей Европы, а также с Юга, Керси и Оверни. Организовавшись под предводительством аббата Сито, Арнода Амори, крестоносцы вторглись во владения графа Тулузского и виконта Тренкавель, отданные на разграбление. Папа предложил крестоносцам те же вознаграждения, что и воевавшим в Святой Земле.
Тулузцы строят стены, чтобы оказывать сопротивление Симону де Монфору.
Несмотря на распространенное в наши дни мнение, Альбигойский крестовый поход вовсе не был войной Севера против Юга. В составе первой армии крестоносцев, которая весной 1209 года опустошила деревни Дордони, Лота и Ажене, были выходцы из Оверни и Керси. Территории виконта Тренкавеля, сеньора Альби, Каркассона и Безье, были разграблены первыми. Во время этого крестового похода было много трагических эпизодов: взятие Безье и Каркассона, войны в Кастельнодари и Лиму, Кабарет и Корбьер. Начиная с 1211 года, территории графа Тулузского также подверглись нападению, а сам город был взят в 1217-18 годах. После короткого периода окситанской реконкисты между 1218-26 годами, в 1226 году началось королевское завоевание. Оно завершилось в 1229 году победой крестоносцев и покорением графа Раймонда VII французской короне. Граф вынужден был принять положения трактата Мо-Париж (1229), которые, в конце концов, привели к аннексии Юга династией Капетингов, произошедшей в 1270 году. После победы крестоносцев в 1229 году в Тулузе состоялся Собор, определивший новую программу борьбы с ересью в южных землях. Создание Тулузского университета было частью мероприятий, утвержденных этим Собором для обучения будущих проповедников-доминиканцев. В 1233 году Папа Григорий IX создал трибунал Инквизиции, доверив его доминиканцам. Он ввел обвинительную процедуру, вследствие которой донос свидетеля перед Инквизицией мог служить доказательством виновности индивидуума. Признание стало для инквизиторов самым мощным оружием охоты на еретиков. В течение столетия методических действий новая институция нанесла окончательный удар по диссидентству добрых людей.
Паломничество души, написанное Гийомом де Дигюльвиллем, иллюстрирует создание Инквизиции и следствие ее деятельности в земле Ок.
Рвение инквизиторов
После окончания крестового похода был возведен замок Монсегюр, как убежище, особенно для иерархии преследуемых Инквизицией добрых людей, и ноблей, лишенных своего имущества (фаидитов). Все они находились под защитой местных сеньоров, связанных между собой семейными узами и союзническими отношениями. Эти связи солидарности аристократических родов были серьезно разрушены действиями Инквизиции, особенно начиная с 1240-х годов. Именно тогда инквизиторы организовали большое следствие в Лаурагэ, в землях Кастра, Лавора и Керси. В ответ на это инквизиторское рвение отряд, вышедший из Монсегюра, убил двух инквизиторов в Авиньонет в мае 1242 года. Ответной реакции Церкви не пришлось долго ждать. Она начала призывать к крестовому походу против Монсегюра, и через год с лишним сенешаль Каркассона возглавил его осаду. В конце концов, castrum был сдан в начале 1244 года, и те, кто отказался исповедовать католическую веру (приблизительно 224 человека) были осуждены на костер, зажженный у подножия пог 16 марта 1244 года. Репрессии Инквизиции, а также социальные, политические, экономические и культурные изменения привели к постепенному уменьшению количества верующих и, в конце концов, к исчезновению катаризма на Юге. После падения Монсегюра катарская иерархия Тулузы еще жила в Ломбардском изгнании (Италия), где эта иерархия упоминается в источниках 1270-80 годов. Верующие добрых людей утратили свой клир, диссидентство приобрело спорадический характер, а его приверженцы были в основном крестьянами и ремесленниками. В 1300 году, когда братья Отье попытались оживить диссидентское движение, начиная с высокогорного графства Фуа, на всем Юге насчитывалось едва пятнадцать добрых людей. Они действовали на всех тех территориях, где ранее было укоренено диссидентское движение - от высокогорного графства Фуа и долин Лаурагэ и Тулузен до Нижнего Керси. Но ответного удара инквизиторов тоже не пришлось долго ждать. Действия Бернарда Ги во главе трибунала Тулузской Инквизиции (1307-1322) покончили с диссидентским движением на севере Тулузен. Это происходило совместно с действиями трибунала Каркассона, во главе которого стоял Жоффре д’Абли (1308-1309), а затем Жака Фурнье, епископа Памье и инквизитора (между 1317 и 1325 годами). Последний стал причиной ареста и осуждения на костер в 1321 году последнего известного доброго человека Гийома Белибаста, жившего в изгнании в королевстве Валенсия (Испания) в окружении общины верующих из Арьежа.
Заглавная буква Лионской катарской Библии. Эта книга является единственным дошедшим до нас «произведением искусства», где катары упражнялись в своих талантах.
Глоссарий
Convenentia - пакт или просьба о принятии consolamentum умирающих, крещения последнего часа, заключаемого между верующими и иерархией их Церкви.
Иерархия катаров состоит из епископов, диаконов, Старших и игуменей, которые являлись священническим чином этой Церкви.
Епископ катаров - самый высокопоставленный иерарх Церкви, которой он управлял независимо и автономно от других епископов, не имея над собой никакой верховной власти (наподобие папской).
Диакон - ответственный за несколько общин добрых мужчин и добрых женщин; ежемесячно он проводил церемонию исповеди или apparelhament (на окситан), после чего налагал покаяние.
Старший/игуменья - ответственные за общину добрых людей или «еретический дом». «Дома» находились в окситанских городах или «castra», и были более или менее многочисленны.
Григорианские реформы - названные по имени Папы Григория VII (1073-1085). Они проводились папством с середины ХIвека и закончились в 1112 году (Вормский конкордат). Целью этих реформ было очищение клира от дурных обычаев, урегулирование ценности уделяемых таинств. Они также позволили избавиться от вмешательства светских людей в церковные дела.